В защиту сподвижника Хатыба
В опровержение наговора на славного сподвижника Хатыба ибн Бальта'а!
С именем Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного!
Нет никаких сомнений в том, что я умру.
Но ведь останется написанное мною.
И может автору читатель, не скупясь,
Прощения и милости попросит за его спиною!
Хвала Аллаху Господу миров, установившему весы справедливости в День обещанный. Я восхваляю Его за то, что Он ниспослал нам Книгу, разделяющую прямой путь от заблуждения, к которой не подходит ложь ни спереди, ни сзади, ниспослание Великого, Мудрого. Я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник, осветивший, с позволения его Господа, тьму светом божественного руководства. Я также свидетельствую, что он разъяснил людям ниспосланное для них, оставив их на ясном, как белый день, и лишенном всякой кривизны пути. Да благословит его Аллах и приветствует, а также его семью, всех сподвижников и тех, кто с искренностью последовал по их пути вплоть до Судного дня.
А затем:
Поистине, одной из величайших милостей, данных человеку его Творцом, является разум. Ещё большей и наилучшей милостью Аллаха является религия истины, которую Он даёт, кому пожелает из своих рабов. Посредством разума, озарённого божественным откровением, человек узнает своего Господа в тот момент, когда начинает верить в Него сердцем и признавать правдивость Его посланников. Вера и Шариат Всевышнего Аллаха подобны сияющей луне в ночи, а разум человека подобен глазу. В том случае, если этот глаз здоровый и открылся в темноте, человек увидит свет, и он послужит для него светильником, освещающим путь к Великому Господу.
После того, как Всевышний одарил человечество разумом, Он озарил его пророчеством их отца Адама, мир ему, который обучал их согласно откровению Высочайшего Аллаха. И были люди тогда одной религиозной общиной, поклонялись одному Аллаху, практикуя только Его повеления и не нарушая запреты. Это продолжалось до тех пор, пока не стали овладевать ими и брать над ними верх людские страсти, которые увели их настолько от Истины, что они стали поклоняться идолам, разошлись в убеждениях и делах, противореча в этом посланникам и разуму, слепо следуя за своими страстями и лживыми авторитетами в людской среде. «Предположение Иблиса относительно них оказалось правдивым, и они последовали за ним, за исключением группы верующих». (Къуран, сура Саба, а. 20)
Знайте, мои любимые братья и сестры мусульмане, что пророки, да будет над ними мир, приходили с разъяснением, которого было достаточно. Они встречали болезни общества с лекарством, которое их исцеляло, оставляя его на прямом пути от их Господа. Но приходили к ним шайтаны-бесы, которые не переставали наущать, пока не вносили путаницу в разъясненное, смешивая лекарство с заразой, а ясный и прямой путь - с заблуждением, не переставая играть с сознанием людей, разделяя их и направляя по ложному пути. С помощью Аллаха наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, очистил значительное количество людей от скверны в убеждениях и мерзости в поведении. Довёл узаконенное для них Аллахом, покинул этот мир, исполнив свою благородную миссию посланника Бога.
Но как только прошло время существования лучшего поколения мусульман, воспитанных Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, пришла темная ночь, вернулись страсти. Получили жизнь нововведения в убеждениях и в поклонении так, что сузился прямой путь, несмотря на то, что он широкий, распространилось невежество. Иблис и его войско сделали своё дело. Но верующий должен помнить, что борьба не окончена и продлится вплоть до Дня воскресения. Нельзя забывать, что шайтаны из числа джиннов и людей не перестают противодействовать истине, разделять и сбивать мусульман с прямого пути. И если дело обстоит подобным образом, то верующим ни в коем случае нельзя оставаться в беспечности от своих врагов, различить которых, а особенно внутренних из них, возможно только посредством правильных знаний вероубеждения и пути праведных предшественников, который заключается в следовании Сунне. Только посредством знаний человек может различить своего врага, его наущения, завуалированные лозунги и приукрашенные речи, особенно в наше время, когда о важных вопросах религии Аллаха говорят и высказывают мнения все, кому заблагорассудится. Сегодня подобных «знатоков», рассуждающих о проблемах мусульман, очень часто можно встретить на аудио и видеозаписях, на страницах интернета, телепередачах, в газетах и т.д., порой авторами этих различных мнений являются абсолютные невежды, даже если некоторые и относят их к людям знающим и образованным. Они «суют свой нос» в очень сложные вопросы, не просто не понимая их, но, я скажу, не понимая даже тех вопросов в религии, которые являются намного проще и элементарнее. По этой причине они больше всех заслуживают названия «рууайбида», о которых предупредил и остерег Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Глупец (невежда), который говорит о (важных) всеобщих делах». В то же самое время своим невежеством они становятся орудием в руках шайтана, даже если их намерения будут искренними, и они желают только добра.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Огня». (Къуран, 35:6)
И Он сказал о лицемерах, выдающих себя за мусульман, а в действительности являющихся друзьями шайтана, скрывающих свое неверие и произносящих красивые речи: «Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова. Они подобны прислоненным бревнам. Всякий крик они считают обращенным против них. Они являются врагами – остерегайся же их».
Эти две категории врага являются наиболее опасными, именно они разводят смуту, раздоры и сомнения среди истинно верующих. Шайтаны - путём наущений в груди, а лицемеры - путём заговора, предательства, козней и обмана, направленных на борьбу против Ислама и мусульман. К большому сожалению, очень много мусульман по причине невежества, непонимания и беспечности, невольно становятся оружием в руках этих врагов против своих же братьев по вере. О такой категории верующих Всевышний Аллах сказал: «Он сказал: «О, сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, сатана – явный враг человеку». (Къуран, сура Йусуф, а. 5)
Что может толкнуть братьев против своего брата? Несомненно, только шайтан! Всевышний также сказал: «И скажи Моим рабам, чтобы они говорили то, что лучше. Поистине, шайтан хочет посеять между ними рознь. Воистину, шайтан для человека явный враг» (Къуран, сура Аль-Исра, а. 53)
Обрати внимание на то, что вражда и ненависть, возникающие среди верующих рабов Аллаха и толкающие их против братьев, приписаны шайтану, а не самим верующим, в отличие от лицемеров, которых Аллах назвал врагами. Это учит тому, что необходимо искать оправдание и хорошо думать о верующих. Не надо забывать о том, что неправильные поступки исходят от верующих не по причине того, что они сами по себе являются плохими, а по причине их невежества и беспечности относительно козней главного врага, который не дремлет, а спешит посеять вражду и ввести в заблуждение. По этой причине не удивляйся, мой брат, если ты увидишь бородатого брата с укороченными штанами, апеллирующим доводами из Корана и Сунны, но по своему невежеству защищающим тагутов и являющимся помощником и шпионом против братьев мусульман. Ты также не удивляйся тому, если увидишь приписывающего себя к джихаду, в то же время в некоторых моментах поддерживающего демократов, секуляристов и других безбожников по причине принадлежности к одной территории или нации. Не удивляйся, если услышишь человека, которого забрасывают вопросами, указывают на него пальцем, считают знающим и примером для подражания, и который в то же время называет имамов неверия правителями мусульман и помогает им против каждого, кто не признаёт этого, даже если это будет единобожник. Не удивляйся, если ты увидишь человека, оскорбляющего и осуждающего больших учёных, обвиняя их в не совершении джихада, хотя он сам никогда не сидел перед учёным и понятия не имеет, что такое джихад на пути Аллаха. И ты не удивляйся, если встретишь мусульман, которые считают наместников врага и убийц мусульман своими правителями, в то время как муджахиды повсеместно для них такфиристы, преступники, хариджиты и адские собаки, и даже более этого, они считают их сеющими порчу и нечестие на земле, не имея ввиду отдельные ошибки, а подразумевая движение в общем.
Не удивляйся, мой уважаемый брат, происходящему, это - время фитны (смуты). Но твёрдо знай и будь уверен, что главная причина этой болезни, усугубляемой шайтаном, если говорить обобщенно, заключается в невежестве и отдалённости от наследников пророков. Если же говорить более конкретно - в неправильном понимании основ религии, которая выражается в вере в Аллаха и отречении от тагута, приверженности и непричастности в Исламе. Поверхностные и искаженные убеждения по вопросам веры и неверия вызвали собой последствия в виде неправильных суждений, подтолкнувших одну сторону в крайности по некоторым вопросам джихада и такфира, а другую - в крайности поддержки и приверженности по отношению к тем, кого они посчитали мусульманами из числа имамов неверия и их помощников. Именно неправильное понимание этой важной основы повлекло за собой множество отклонений и ошибочных суждений.
Эту небольшую работу я решил посвятить одному из таких отклонений, построенных на неправильной основе, а именно - утверждению того, что помогающий неверным в борьбе против Ислама и мусульман, якобы, не становится вероотступником, если только не посчитает это (т.е. помощь неверным) дозволенным. Это давняя шубха (утверждение, внешне похожее на истину, но в действительности - ложь), которую измыслили защитники тагутов-тиранов, чтобы оправдать их борьбу против Ислама и воспрепятствовать обвинению их в неверии. Они утверждают: «Кто шпионит в пользу неверных или помогает им против мусульман, вплоть до личного сражения в рядах врага, неверующим не становится, в том случае, если делает это в мирских интересах и признаёт свою греховность». Они построили это суждение на истории, которая имела место при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда один из его сподвижников отправил письмо к многобожникам, в котором извещал их о некоторых планах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В действительности, вывод, который сделали из этой истории защитники тагутов, вне всяких сомнений, клевета и наговор на этого славного сподвижника Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку складывается впечатление, что он был другом и помощником многобожников в Мекке. Этим сподвижником является Хатыб ибн Бальта’а, участник похода на Бадр, а также других походов, в том числе и на Худайбийу, где сподвижники давали «присягу довольства», да будет доволен ими Аллах.
Они проводят суждение по аналогии ошибки этого славного муджахида, да будет доволен им Аллах, с защитниками тагутов, которые отдают жизни в борьбе с единобожниками, защищая измышленные режимы, силой навязанные мусульманам на их землях, а также защищая конституцию и ставленников этих режимов, приказы которых они выполняют беспрекословно. Имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, упомянул в биографии Хатыба хадис со слов Джабира, что один из его рабов пожаловался на него Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О, пророк Аллаха, он обязательно войдёт в Ад!» На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Ты солгал, он никогда в него не войдёт, поскольку участвовал в Бадре и Худайбийи!»
Знай, да помилует тебя Аллах, что помощь неверным против мусульман является лицемерием, выводящим из Ислама, и указывает на болезнь в сердце. Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй лицемеров вестью о том, что их ждёт мучительное наказание, которые берутся помогать неверующим вместо верующих. Неужели они хотят обрести величие с ними, в то время как величие целиком принадлежит Аллаху?!» (сура Женщины, а. 138-139)
И не является условием вероотступничества, как это утверждают лишенные понимания в религии, чтобы помощь оказывалась им из-за любви к их религии или ненависти к Исламу, поскольку любовь к религии неверных или довольство ею само по себе является неверием, даже если помогающий им любит Ислам и ненавидит неверных. Многие из так называемых «этнических» мусульман, не практикующих Ислам, или те, которые его оставляют, делают это не по причине ненависти к религии, а в большинстве случаев из-за предпочтения материальной выгоды, нерадивости или слабости перед соблазном. Всевышний Аллах сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто проявил неверие в Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. И им уготовано великое наказание. Это – потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» (Къуран, сура Пчёлы, а. 106-107) И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спешите совершать праведные дела, прежде времени смут, подобных частям темной ночи, когда утром человек будет верующим, а к вечеру станет неверным, и когда вечером будет он верующим, а к утру – неверным, будет продавать свою религию за мирские блага». (Хадис приводит имам Муслим, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)
Я хочу также, чтобы вы знали, и твёрдо были уверены, что каждый, кто не считает помощь неверным в борьбе против Ислама и мусульман вероотступничеством, противоречит в этом Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и следует не по пути верующих. Этот вопрос является настолько очевидным и ясным, что порой удивляешься, каким образом даже некоторым учёным удалось внести в него путаницу, не говоря о простых мусульманах. Да укрепит нас Аллах на истине! На ошибочность этого утверждения указывают Коран, Сунна и единогласное мнение учёных. Но прежде чем привести вам некоторые из этих доводов, я хотел напомнить очень важную и полезную вещь. Всевышний Аллах сообщил нам в своей Книге о методах извлечения выводов из текстов Корана и Сунны теми людьми, в сердцах которых уклонение от истины, и предостерёг нас от их методов. Он сказал: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, в чьих сердцах уклонение, следуют за иносказательным, желая посеять смуту и добиться толкования, но его толкование знает только Аллах и обладающие основательными знаниями. Они говорят: «Мы уверовали в него, все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом». (Къуран, сура Семейство Имрана, а. 7) В этом аяте Всевышний Аллах учит нас тому, чтобы в запутанных вопросах мы возвращались к текстам ясным по смыслу (мухкам), которые являются основой, и понимали иносказательные (муташабих) в их свете, как это делают обладающие знанием. Всевышний также сообщил, что те, в чьих сердцах отклонение, опираются на муташабих и оставляют мухкам, чтобы внести путаницу и привить людям неправильное понимание.
Если мы посмотрим на случай произошедший с Хатыбом, да будет доволен им Аллах, на основе которого защитники тагутов построили своё заблуждение, то нам станет очевидно, что это ни что иное, как муташабих. Поэтому нам следует вернуться к ясным по смыслу аятам (мухкам), после чего будет очевидно, что случай имевший место с Хатыбом - довод против отклонившихся сердец. Вот некоторые их них:
Всевышний Аллах сказал: «Не разрешается верующим брать неверующих своими уалия-приверженцами вместо верующих. А кто делает это - тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху предстоит прибытие». (Къуран, сура Семейство Имрана, а. 28) В этом аяте - запрет от Аллаха на приверженность и близость с любовью к неверным, высшая степень которой выражается в оказании им помощи в борьбе против мусульман. Тот же, кто это делает, является вероотступником, поскольку Аллах отрёкся от него по причине его неверия. (см. Тафсир ат-Табари 3, 140) Этот аят схож со словам Всевышнего: «О те, которые уверовали! Не оказывайте неверующим помощь (в борьбе) и не берите их приверженцами вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?» (Къуран, сура Женщины, а. 144) Но есть исключение из общего запрета, согласно словам Аллаха: «…за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их», т.е. опасаетесь их зла, по причине слабости в некоторых странах и в определённых периодах времени. В подобном случае, верующим разрешается внешне не выявлять порицание и проявлять любезность к врагам и несправедливым людям. Но ни в коем случае нельзя мириться с порицаемым в сердце или словесно одобрять неверие и несправедливость только по причине страха. Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, передал со слов Абу Дарды, да будет доволен им Аллах: «Мы улыбались в лица людей, в то же время сердца наши проклинали их». Это действие называется «такыййа». Ибн Аббас, Абу аль-‘Алийа, Даххак, Раби’ ибн Анас и другие, да будет доволен ими Аллах, сказали: «Такыййа бывает на языке, но ни в коем случае не в поступках». Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Их мнение подтверждают слова Аллаха: «Гнев Аллаха падет на тех, кто проявил неверие в Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. И им уготовано великое наказание»» (Къуран, сура Пчёлы, а. 106) (см. Тафсир Ибн Касира к 28 аяту суры Семейство Имрана). Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Не будьте для иудеев и христиан помощниками и приверженцами, они приверженцы и помощники друг другу. А если кто из вас берёт их себе помощниками и приверженцами, тот и сам из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (Къуран, сура Трапеза, а. 51)
Ибн Хазм, да помилует его Аллах, в толковании этого аята говорит: «Решение очевидное на основе только внешнего проявления, что он является неверным и частью неверных, это истина в которой нет разногласий даже среди двух мусульман» (Мухалля 13, 35) В его высказывании также указание на единодушное мнение по этому вопросу, как сказал об этом шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, да помилует его Аллах: «Учёные Ислама сошлись во мнении, что тот, кто помог неверным против мусульман любым видом помощи, является подобным им кафиром, как сказал об этом Всевышний: ««О те, которые уверовали! Не будьте для иудеев и христиан помощниками и приверженцами, они приверженцы и помощники друг другу. А если кто из вас берёт их себе помощниками и приверженцами, тот и сам из них…»» (Къуран, сура Трапеза, а. 51), (Фатауа Ибн Баз 1, 274)
В добавление Всевышний Аллах в конце этого аята сказал: «Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей», а в другом аяте Он сказал: «А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются несправедливыми». (Къуран, сура Покаяние, а. 52) Несправедливость, если упоминается сама по себе без косвенных доказательств, указывающих на буквальный смысл, подразумевает собой великий ширк, как об этом сказано в фатве постоянной комиссии больших учёных (см. Фатауа ляджна ад-даима 2, 78). Это также указывает на то, что помощь неверным в борьбе против мусульман является действием, выводящим человека из Ислама.
Единогласное мнение относительно этого вопроса также привёл имам муджаддид Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах. Он собрал десять пунктов, выводящих человека из Ислама только по единогласному мнению мусульман, поскольку есть и другие действия нарушающие Ислам, но в них учёные разошлись во мнениях. Восьмым пунктом он упомянул: «Оказание помощи и поддержки многобожникам против мусульман, на что указывают слова Всевышнего: «А если кто из вас берёт их себе помощниками и приверженцами, тот и сам из них…». (Къуран, сура Трапеза, а. 51). Затем, после того, как он перечислил эти пункты, сказал: «Нет разницы в том, каким образом были совершены эти нарушения: в шутку, всерьез или из-за страха (за имущество или авторитет). Исключение имеет только тот, кто насильно был принужден (к поступку)», (Науакъыду ль-Ислам аль-‘ашара). Как видим, он сделал исключением только принуждение, у которого также есть свои условия, упомянутые учёными, так как не каждое принуждение служит оправданием.
Всевышний Аллах также сказал: «Ты видишь, что многие из них оказывают помощь и являются приверженцами неверующих. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они пребудут в вечном мучении. Если бы они верили в Аллаха, Пророка, и то, что было ему ниспослано, они не стали бы оказывать им помощь, и не были бы их приверженцами. Но многие из них являются нечестивцами». (Къуран, сура Трапеза, а. 70-71).
Шейх уль-Ислам ибн Таймийа, да помилует его Аллах, говорит об этом аяте: «Если бы они верили в Аллаха, Пророка, и то, что было ему ниспослано, они не стали бы оказывать им помощь, и не были бы их приверженцами». «Это указывает на то, что упомянутая вера не позволит им быть их приверженцами и противоречит этому. Не соединится в одном сердце вера и приверженность к ним. Следственно, это указывает также на то, что тот, кто стал их приверженцем и был их близким другом, не совершил обязательной части веры из веры в Аллаха, Пророка и того, что ему было ниспослано. Схожи этому слова Аллаха: «Не будьте для иудеев и христиан помощниками и приверженцами, они приверженцы и помощники друг другу. А если кто из вас берёт их себе помощниками и приверженцами, тот и сам из них». (Къуран, сура Трапеза, а. 51). Поистине Он сообщил в тех аятах, что проявляющий к ним приверженность не является верующим, а в этом аяте Он сообщил, что он - из них (неверных-кяфиров). Часть Корана подтверждает другую его часть» (Аль-Иман 13-14, Маджму фатауа 7, стр. 17 и 542).
Всевышний Аллах также сказал: «Почему вы разошлись во мнениях относительно лицемеров на две группы? Аллах отбросил их назад (в неверие) за то, что они приобрели. Неужели вы хотите наставить на прямой путь того, кого ввел в заблуждение Аллах? Для того, кого Аллах ввел в заблуждение, ты никогда не найдешь дороги. Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны. Посему не берите их себе в помощники и приверженцами, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Не берите себе из них ни покровителей, ни приверженцев». (сура Женщины, а. 88-89)
Шейх муфассиров имам ат-Табари, да помилует его Аллах, приводит у себя в тафсире историю о группе людей проживавших в Мекке, которые помогали многобожникам, но в то же время произнесли слова свидетельства Ислама. Как-то они вышли за пределы Мекки по своим делам, и сказали: «Если мы наткнёмся на сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то у нас не возникнет с ними проблем». Когда до верующих дошли вести о том, что они вышли за пределы Мекки, группа верующих сказала: «Отправляйтесь к этим мерзким людям и убейте их, они помогают против вас вашему врагу». Другая группа верующих сказала: «Пречист Аллах (от несовершенства)! Как вы будете убивать их в то время, когда они произносят подобное тому, что произносите вы, только лишь за то, что они к вам не переселились и не покинули свои дома. Вы считаете дозволенным их жизни и имущество только по этой причине?» Таким образом, когда верующие разделились относительно них, были ниспосланы вышеприведённые слова Всевышнего, вернись к ним. (Более подробна история приведена здесь: Тафсир ат-Табари 5, 113,)
Всевышний Аллах также сказал: «Разве ты не видишь, что лицемеры говорят своим неверующим братьям из числа людей Писания: «Если вас изгонят, то мы уйдем вместе с вами и никогда никому не подчинимся против вас. А если с вами сразятся, то мы обязательно поможем вам». Аллах свидетельствует о том, что они являются лжецами». (Къуран, сура Собрание, а. 11). Имам мухаддис Сулейман ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, да помилует их Аллах, который собрал более двадцати далилей о решении шариата относительно помогающих неверным против мусульман, сказал, комментируя эти слова Всевышнего: «Если тайное обещание многобожникам присоединиться к ним, помочь и подчиняться им является лицемерием и неверием, даже если оно лживое, что же тогда говорить о тех, кто проявил это им правдиво: присоединился к ним, повиновался и призвал других к повиновению, оказал им помощь и подчинился, став одним из них, помогая им мнением и имуществом? И это вместе с тем, что лицемеры делали это только из опасений, что кафиры возьмут верх над мусульманами, как сказал Всевышний: «Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, поспешают среди них и говорят: «Мы боимся, что нас постигнет беда». (сура Трапеза, а. 52) (Даляиль фи хукми мууалят ахль-ишрак)
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, тех, которые обратились вспять после того, как им стал ясен прямой путь, сатана обольстил и приукрасил им. Это – потому, что они сказали тем, которые возненавидели ниспосланное Аллахом: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах». Аллах знает то, что они скрывают». (Къуран, сура Мухаммад, а. 25-26)
Ибн Хазм говорит: «Он сделал их кафирами вероотступниками после того, как они узнали истину и после того, как им стал ясен прямой путь, за то, что они сказали кафирам, только за их слова, и Аллах сообщил нам, что Он знает то, что они скрывают». (Аль-Фасль 3, 263) Шейх Сулейман ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, да помилует их Аллах, сказал: «Всевышний сообщил, что причиной их вероотступничества, а также обольщение шайтана и его обещание им, это их слова тем, которые возненавидели ниспосланное Аллахом: «мы подчинимся вам в некоторых делах». Если тот, кто обещал многобожникам, ненавидящим ниспосланное Аллахом, подчиниться им в некоторых делах - неверующий, даже если он не совершил обещанного им, что же говорить тогда о тех, кто согласился с многобожниками и внешне показал им, что они правы». (Даляиль фи хукми мууалят ахль-ишрак)
Подчинение неверным в измышленных законоположениях противоречащих шариату Аллаха, в их запрещении разрешённого Аллахом и разрешении запрещенного им, это вообще отдельный пункт, выводящий из Ислама. Об этом Всевышний Аллах сказал: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы подчинитесь им, то окажетесь многобожниками». (Къуран, сура Скот, а. 121). И Он сказал: «О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь некоторым из тех, кому было даровано Писание, то они обратят вас в неверующих после того, как вы уверовали». (Къуран, сура Семейство Имрана, а. 100). И Он сказал: «О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернетесь потерпевшими убыток». (сура Семейство Имрана, а. 149) Шейх Сулейман ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, да помилует их Аллах, сказал в комментарии к этому аяту: «Всевышний сообщил, что если верующие подчинятся неверным, то они обязательно обратят их вспять от Ислама, поскольку они никогда не удовлетворятся от них тем, что меньше неверия. И Он сообщил, что, если они сделают это, то окажутся в числе потерпевших убыток, как в этой жизни, так и в последней, и Он не позволил соглашаться с ними и подчиняться им по причине страха перед ними. Действительность свидетельствует о том, что они не будут довольны теми, кто согласился с ними, до тех пор, пока последние не засвидетельствуют, что они правы и не проявят вражду и ненависть к мусульманам». (Даляиль фи хукми мууалят ахль-ишрак)
Всевышний Аллах также сказал: «Поистине те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не уверовали, сражаются на пути тагута. Посему сражайтесь с помощниками сатаны. Воистину, козни сатаны слабы». (Къуран, сура Женщины, а. 76) Это очевидный довод против тех, кто сражается на пути тагута, что он является неверным и помощником сатаны. Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах, в своей книжке «Три принципа и их доказательства» упомянул среди пяти основных тагутов: «…тот, кто судит не по тому, что ниспослал Аллах». Получается, что они не просто воюют против мусульман, а вдобавок к этому защищают измышленные кафирами законы. Ответ на похожий вопрос был дан Комиссией больших учёных в Египте, которую возглавлял шейх Али Махфуз (умер в 1361 г.х.), да помилует его Аллах.
Вопрос был следующий: Каково мнение учёных относительно мусульманина, который по своему выбору принял гражданство неисламской страны и согласился, чтобы к нему применялись положения их законов, практикуемых там взамен положений шариата.… Туда также входит, чтобы он становился в строй в случае войны, даже если это будет с исламским государством, как это происходит в принятии гражданства Франции в настоящее время в Тунисе? Ответ: Принятие гражданства неисламской страны подобно тому, как это приводится в вопросе: это соглашение на оставление положений Ислама по своему выбору и довольству, а также разрешение некоторого из того, что запретил Аллах и запрещение некоторого из того, что разрешил Аллах. Практика законов, которые опровергает Ислам, свидетельствует об их ложности и возвещает об их порче (на земле). Без сомнений, перечисленное по отдельности нельзя описать иначе, как вероотступничество. К этому (каждому пункту по отдельности) применимо только положение вероотступничества, что же говорить о том случае, если четыре этих пункта сходятся только в одном этом проклятом гражданстве? (Бахс фи маджалля аль-муджамма’ аль-фикхий N 4, стр. 156-157)
Вышеперечисленные доводы из Книги Аллаха, свидетельствующие о неверии помогающих кафирам против мусульман, являются ясными и очевидными в том, на что они указывают. Поэтому их надо брать за основу, на которую следует опираться и рассматривать любую историю в свете перечисленных аятов и высказываний учёных, что мы вкратце и сделаем. Также важно знать, что высказывания учёных не являются самостоятельными доводами, поэтому их надо сверять с Кораном и Сунной, в том случае если мнение учёного соответствует им, оно принимается и служит вспомогательным доводом. Если же оно противоречит доводам Корана, сунны или единогласного мнения, оно отвергается, чьим бы оно ни было. Как сказал об этом имам Малик, да помилует его Аллах: «Мнение каждого либо принимается, либо отвергается, кроме обитателя этой могилы». (имеет в виду посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)
Имам Бухари, да помилует его Аллах, передал хадис со слов Али, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха отправил меня, Зубейра и Аль-Микдада, и сказал: «Отправляйтесь до сада «Хах» (название местности), поистине, там вы встретите «за'ину» (палаточка, закрепленная на верблюде, в которой перевозят женщин), (в ней женщина), с ней будет письмо, заберите его у неё». Наши кони несли нас, пока мы не достигли сада, и там мы встретили верблюда с палаткой. Мы сказали: «Доставай письмо». На что она ответила: «Нет у меня никакого письма». Мы сказали: «Либо ты отдашь нам письмо, либо мы разденем тебя (т.е. подвергнем обыску)». После чего она достала его из своих кос и мы принесли его Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. В нем было сказано, что оно от Хатыба ибн Аби Бальта'а к людям из многобожников в Мекке, и содержало в себе сообщение о некоторых планах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что это, Хатыб»? Он сказал: «Не спеши делать выводы обо мне, о, посланник Аллаха. Я жил среди курайшитов, но не был из них. Те же, кто был с тобой из мухаджиров, имели родственников, которые помогали и защищали их семьи и имущество в Мекке. Я же всего лишь хотел, будучи лишенным родственной поддержки, обрести этим защиту для своих родственников. И я не сделал это из-за неверия или отречения от своей религии». Выслушав его, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он был правдив с вами». Тогда Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О, посланник Аллаха, разреши, я отрублю ему голову». На это пророк ответил: «Он участник битвы при Бадре, откуда знать тебе, быть может, Аллах посмотрел на участников Бадра, и сказал: «Делайте, что хотите, Я простил вам». После этого Умар прослезился и сказал: «Аллах и Его посланник знают лучше!»
Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, передал предание со ссылкой на тафсир Йахьи ибн Саллям, что послание Хатыба содержало следующий текст: «А затем: О курайшиты, поистине, посланник Аллаха пришел к вам с армией, подобной ночи, которая движется подобно потоку сели, и клянусь Аллахом, если бы он пришел к вам один, Аллах обязательно дал бы ему победу и выполнил обещание! Подумайте над своим положением и мир». Также это пересказал Сухайли (Фатх уль-Бари 7, 521). Имам Ахмад и Хафиз Абу Йа’ля, да помилует их Аллах, передали со слов Хатыба: «Что касается меня, то я не сделал это мошенничествуя с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не по причине лицемерия. Но я твёрдо знал, что Аллах даст победу своему посланнику и завершит свой свет». По этой причине Хафиз ибн Хаджар, сказал: «Оправданием Хатыба послужило то, что он упомянул, поскольку он сделал это интерпретируя (мутааууилян), что от этого не будет вреда». (Фатх уль-Бари 8, 634)
Теперь, мой уважаемый брат, я хочу, чтобы ты поразмыслил вместе со мной. Как видишь, письмо Хатыба больше похоже на предостережение и увещевание курайшитов, к тому же он был в рядах единобожников, муджахидом на пути Аллаха, будучи твёрдо убежденным в победе мусульман. Соответствует ли его положение положению воюющих в рядах тагута против мусульман?! Он также пояснил, что его подтолкнуло к этому поступку в его словах: «Я же всего лишь хотел, будучи лишенным родственной поддержки, обрести этим защиту для своих родственников. И я не сделал это из-за неверия или отречения от своей религии». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он был правдив с вами». Это говорит о том, что Пророк принял его оправдание, но это является исключением только для Хатыба, поскольку точно выяснить, правдив человек или нет, мы можем лишь путём откровения, что является невозможным после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. По этой причине некоторые маликитские учёные сказали, что шпиону нет покаяния, и его убивают подобно безбожнику (зиндикъ). Передаётся от Умара, да будет доволен им Аллах, что после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Люди опирались на откровение во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что же касается нас, то тот, кто проявил себя во благе, мы его приблизим и доверимся, и нам нет никакого дела до того, что он скрывает, Аллах возьмёт с него отчёт. Тот же, кто проявил себя нехорошо, то мы не будем чувствовать себя в безопасности от него и не будем ему верить, даже если он скажет, что в душе у него всё в порядке» (Передал Аль-Бухари).
Поэтому наши суждения строятся на основе внешнего проявления, и нам не велено копаться в сердце человека, и даже сам Хатыб, да будет доволен им Аллах, знал о том, что внешне его поступок является неверием, поэтому он начал свое оправдание со слов, что он поступил так не из-за неверия. Также суждение Умара, да будет доволен им Аллах, относительно Хатыба отрубить ему голову было основанным на внешнем проявлении и верным, и как передаётся в других версиях хадиса, он сказал: «Разреши, я отрублю ему голову, поистине, он впал в неверие, лицемерие, нарушил и оказал помощь против тебя твоим врагам». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал Умара за его понимание, а сообщил ему, узнав через откровение, что Хатыб был правдив с ними о его интерпретации, как сказал об этом Ибн Хаджар, что послужило препятствием обвинить его в неверии и лицемерии, а также сообщил о препятствии его убить, поскольку он участник битвы при Бадре.
Вышеперечисленного мнения придерживается также шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, да помилует его Аллах. Он сказал о случае, имевшем место с Хатыбом, что препятствием обвинить его в неверии и убить послужила его интерпретация (тауиль) и участие в Бадре, и что нет сомнений в том, что шпионство - это помощь многобожникам, и является вероотступничеством, требующим казни. Запись можно прослушать по этой ссылке, начиная с тринадцатой минуты: wwwalathar.net/esound/index.php?page=liit&co=8320
Таким образом, у нас получается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал этого славного сподвижника, да будет доволен им Аллах, исключением и засвидетельствовал о его правдивости в том, что его поступок не был в помощь многобожникам, и что он раскрыл тайну Пророка интерпретируя это тем, что в любом случае Посланник Аллаха победит. Соответствует ли убеждённость Хатыба положению защитников тагутов, и кто в конце концов, может засвидетельствовать о их правдивости, если они будут мотивировать чисто материальными соображениями, оправдывая своё неверие?!
Подводя итог, мы говорим, что поступок Хатыба был оценен как большой грех, прощенный ему по причине его участия в битве при Бадре. И как видишь, это не было его постоянным качеством, а имело место однажды, в отличие от шпиона, который продолжительное время занят заботой, как бы больше добыть полезной для кафиров информации. Тем более, что в наше время шпиону достаточно дать только координаты, чтобы кафиры могли одним ракетным ударом нанести поражение исламскому движению или уничтожить их боеприпасы. Это, без сомнений, является вероотступничеством, согласно вышеприведённому единогласному мнению учёных.
Вместе с тем, что Хатыб ошибся и совершил поступок не из-за любви к неверным или из-за стремления им помочь, а будучи муджахидом, убеждённым в победе Аллаха. Всевышний Аллах ниспослал по причине его поступка следующие слова: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и приверженцем. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви втайне. Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнародуете. А кто из вас поступает таким образом, тот сбился с прямого пути». (Къуран, сура Испытуемая, а. 1). Этот аят хоть и был ниспослан по причине Хатыба, но несёт в себе обобщающий характер по той причине, что Хатыб не проявлял любви к врагам Аллаха, а причиной его поступка послужили его слабые родственники в Мекке, о которых он беспокоился.
А теперь поразмысли, мой уважаемый брат, над тем, какие устрашающие аяты, от которых содрогается кожа у тех, которые уверовали, были ниспосланы по причине этого случая. И поразмысли над положением тех, которые видят несправедливость, издевательства, убийства и унижения мусульман, и в то же время с легкостью рассуждают над этим, оправдывая тагутов, и заявляя, что никто из учёных не сказал, что это - неверие. Но они наверняка забыли о хадисе, переданном Бухари и Муслимом со слов Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Опорочивание мусульманина является нечестием, а сражение с ним - неверием». И он сказал: «Мусульманин тот, кто обезопасил других мусульман от своих языка и рук». Даже если это и не является неверием, выводящим из Ислама, согласно убеждениям ахль-сунна, однако учёные сказали, что подобного рода хадисы лучше оставлять без объяснений, поскольку они теряют увещевательную силу. По этой причине, когда один человек спросил Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, есть ли для убийцы мусульманина покаяние, он ответил «нет», так как разглядел в его глазах гнев.
Потом посмотри, каким образом они находят оправдание убийцам мусульман и защитникам тагутов в поступках неверия, и в то же время цепляются за элементарные ошибки в изречениях своих братьев, обвиняя их во всевозможных заблуждениях. После этого они не стесняются приписывать всё, что сами говорят, манхаджу (методолгоии) саляфов, рассуждая о важности призыва к таухиду-единобожию. Их побуждает к этому ни что иное, как желание привлечь к себе сторонников, так как они прекрасно понимают, что если скажут от себя, то их никто не послушает, в отличие, если они скажут: «это - в соответствии с манхаджем саляф, это призыв к таухиду!»
Я же скажу, что тот, кто закрывает глаза на проблемы мусульман и говорит только о таухиде, далёк от манхаджа саляфов. И мы знаем, что причиной первого переселения мусульман в Эфиопию была неспособность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, защитить слабых мусульман, что его очень сильно заботило, не смотря на то, что мекканский период, был в основном периодом призыва.
Да, призыв к таухиду важнее всего, и это основа, на которой надо строить Исламский призыв, более того призыв к таухиду не прекращается никогда. Но если к тебе во время проповеди или урока по таухиду придёт голый мусульманин с просьбой дать ему одежду, то надо прервать урок и дать ему одежду. Если придёт голодный - надо накормить его, другой неправильно молится- надо исправить и научить его молитве, враг напал на мусульман - надо защищать их, и так далее. И неправильно говорить, что это отвлекает от призыва к таухиду. Поэтому тот, кто видит нужду мусульман, их беды, несправедливость, причиняемую им, и это никак его не беспокоит, а он только и делает, что твердит: «призыв к таухиду – первоочерёдное дело», тот не является истинным призывающим.
То же самое я говорю и братьям, у которых на уме и на языке только сражение и джихад, в узком его понимании. И это не моё понимание, об этом говорят практически все шейхи, но здесь я приведу слова АбдульКадира АбдульАзиза, да освободит его Аллах, из тех соображений, что отдельные абзацы его книг некоторые из этих братьев сделали фундаментом для своих взглядов и оправданием своих поступков и понимания. Шейх, перечислив основные причины неудач и упущений в исламских движениях в общем, и в методах изменения системы правления неверных в частности, сказал: «Подытожив ранее перечисленное, я говорю: «Поистине, путь мусульман к изменению систем правления неверных это – призыв, всеми методами и формами, после наличия правильной методологии и здоровых убеждений, с выявлением истины и отречением от неверующих и их неверия; не принимая участия в их неверии, как участие с ними в светском правлении или противоречащих единобожию парламентах, а заявлении об отречении и непричастности пока ряды (верующих) не будут различаться (от рядов неверных); проявляя терпение над препятствиями неверных и требуя поддержки со стороны верующих, до тех пор пока не будет сформирована сильная община, способная изменить систему правления, а также способная править согласно Исламу, в том случае если Аллах даст ей власть. Это коллективная обязанность, что же касается личной обязанности каждого, то она заключается в стремлении к этому по мере возможностей: «Тот, кто совершил добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто совершил зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». И обязательно надо учитывать положение и отличительные стороны каждой местности и населения, а решение вопросов должно зависеть от тех, кто как никто другой подходит для этого. Это то, что было облегчено написать и при помощи Аллаха удача!»» (Альджами' фи талабиль-'ильм аш-шариф, 1023).
Возвращаясь к нашей теме, ещё раз хочу подчеркнуть, что очень важно в призыве учитывать положение каждой местности. Изучая отдельную местность, мы найдём, что везде есть свои первоочередные дела, но это никак не значит, что надо забывать о других направлениях исламского движения, важно осуществлять призыв на всех фронтах и во всех сферах, где надо словом, где надо средствами, а где надо мечём.
Если мы посмотрим на положение мусульман в отдельном регионе, не говоря об умме в целом, которая горит в огне, то мы увидим, что среди них есть невежды, которых надо обучать. Среди них вдовы, сироты, бедные, которым надо помогать. Среди них слабые, притесненные, которых надо защищать. Среди них лицемеры и враги, которых надо разоблачать. Среди них отклонения, которые надо исправлять, и так далее, этот список можно продолжать ещё долго. Надо, чтобы призыв осуществлялся по мере возможностей на всех фронтах, и чтобы мусульмане в этом дополняли друг друга, а не занимались разрушительной критикой, и тем более шпионажем в пользу тагутов, да убережёт нас Аллах.
И напоследок, я хочу, чтобы ты знал, мой уважаемый брат, что такфир - это право Аллаха, и если ты уяснил для себя некоторые пункты, выводящие из Ислама и делающие совершившего их обитателем ада, то ты должен знать, что мусульманин может произнести куфр или совершить его, но при этом не выйти из Ислама. По той причине, что у такфира есть условия и препятствия. Это очень важная основа, которую необходимо правильно понимать и практиковать. Поэтому в этих вопросах требуется осторожность и неспешность, также необходимо возвращаться к Корану, Сунне и к пониманию праведных предшественников. Особенно осторожным надо быть с переводами аятов вокруг упомянутой тематики, поскольку очень трудно передать в переводе правильный смысл, так как термин мууалят (приверженность, принятия покровительства, последовательность), о запрете которой идёт речь в аятах, имеет степени от большого греха до неверия, выводящего из Ислама.
Также надо проявлять осторожность с вопросом о мусульманине, раскрывшем врагам тайну мусульман, подвергнув их опасности. По той причине, что, во-первых, надо иметь бесспорные доводы, обосновывающие действительность этого обвинения. Во-вторых, важно знать разницу между делами, которые являются шпионажем и делами, которые являются просто запретными, как передача врагам той информации, которая не является стратегически важной или скрытой. Также то, что свидетельство неверных и нечестивцев не принимается против мусульманина, и многое другое. Поэтому очень важно, чтобы решения по подобным вопросам принимали люди, осведомлённые в вопросах шариата и справедливые, после тщательных изучений и достоверной доказательной базы. И если сказать коротко, то вопросы такфира, дозволенности крови и имущества, джихада, требуют осторожности, досконального изучения, рассмотрения и взвешивания, и нам любимее ошибиться в прощении, нежели ошибиться в наказании. Поэтому надо бояться Аллаха в своих суждениях, также надо бояться Аллаха и опасаться того, чтобы не стать шпионом в пользу тагутов, препираться о них, оправдывая их или защищать, чтобы не оказаться в числе несчастных, как в этой жизни, так и в будущей!
А Аллаху обо всём ведомо лучше.
26 сафар 1429 г.х. – 2009