“Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи”
Автор: “Выдающийся ученый, Шейх, достопочтенный Факъих, Мухаддис, Сиражуд-дин, Абу Хафс, Умар ибн Али ибн Мусса ибн Халиль, аль-Багдади, аль Азджи, аш-Шафии, аль-Баззар. Родился в 688 г. Учился у многих ученых Багдада, после этого прибыл в Дамаск, и продолжил свое обучение у многих Шейхов, посещал уроки Ибн Теймийи и был из его соратников, взял от него знания. Он написал многие труды в Хадисе, Фикъхе, Нравах. Был много поклоняющимся, совершающим тахаджуд. В конце жизни вернулся в Багдад, затем от туда отправился в Хадж в 749 г. А когда достиг Хаджара (местность) умер во вторник утром 21 зуль-къаада. Ему принадлежит работа по биографии Ибн Теймийи ” аль-Алям аль-Алийа фи Манакиб Ибн Теймийя”". [1]
Почему я написал эту книгу
Когда я узнал о смерти ученного и учителя нашей Уммы,- Имама, муджтахида, защитника чистого шариата и Сунны Пророка, Шейха аль-Ислама Такъи ад-Дина, Абу Аль-Аббаса, Ахмада бин Абд аль-Халима бин Абд ас-Саляма бин Теймийи, (пусть Аллах очистит его душу и осветит могилу) - некоторые из ученых, и тех, кто желает благо для мусульман сказали мне: «Ты видел и поддерживал отношения с Шейхом, и знаешь его и его характер. Если бы ты только смог написать несколько слов о том, что ты видел, чтоб те люди в Умме, кто узнает его, извлекли пользу, потому что милость нисходит тогда, когда мы вспоминаем праведных людей».
И я ответил: «Я только лишь сопровождал его некоторое время, и только знаком с некоторыми из его качеств», Однако, я видел, что их намерения были благими, и то, что они просили, было правильным и даже обязанностью с моей стороны, поскольку ученый должен стремиться распространять и рассказывать то, что он думает, будет полезно для мусульман.
Так, приложив немного усилий, я описал его достоинства, которые дадут уважаемому читателю представление о чести и непревзойденном мастерстве этого человека.
Я разделил на части повествование, чтоб это было руководством для читающих, и я включил все, что смог вспомнить в каждую из этих частей.
Его полное имя это Такъи ад-Дин, Абу аль-’Аббас, Ахмад бин Шихаб ад-Дин Абу аль-Мухасин ‘Абд аль-Халим бин Мажд ад-Дин, Аби аль-Баракат ‘Абд ас-Салам бин ‘Абдуллах бин Аби аль-Къасим аль-Хидр бин Мухаммад бин аль-Хидр бин ‘Али бин ‘Абдуллах бин Теймийя.
Поэтому я рассказываю:
Его детство
Что касается его рождения, то, как мне сообщали многие ученые, он родился в Харране, район на юго-востоке Турции, на границе с Сирией 10 (12) Раби-аль-Авваль 661 г.х. (соответствует понедельнику, 22 Января, 1263 г) и он жил там, пока ему не исполнилось семь лет.
Затем, его отец (да помилует его Аллах) отвез его в Дамаск, там было лучшее место и возможность для его воспитания, и Аллах привил ему лучшие черты.
Знаки непревзойденного мастерства, избранности и его отличительности были ясно различимы в нем с самых ранних лет.
Один заслуживающий уважения друг, который знал его, поведал мне, что когда Шейх (да будет доволен им Аллах) был еще юным и ходил в библиотеку, то по пути ему встречался иудей, который жил по пути в эту библиотеку. Этот иудей обычно останавливал его и спрашивал всевозможные вопросы, и он был настойчив в своих вопросах и всегда поражался уму и великолепию Ибн Теймийи. Ибн Теймийя отвечал ему так быстро, что иудей был очарован этим. В конечном счете, когда бы Ибн Теймийя не проходил мимо него, он снабжал его такой информацией, которая только подтверждала заблуждения иудея. Так продолжалось до тех пор, пока он не принял ислам и не стал полностью практикующим мусульманином, и надо отдать должное баракату, который был у Шейха, несмотря на его юный возраст.
Будучи молодым, он проводил все свое время поглощенный усердной и напряженной учебой. Он выучил весь Коран, будучи еще молодым, и продолжил изучать и запоминать хадисы, фикх и арабский язык, пока он не достиг успеха во всех этих дисциплинах.
Это было в добавление к тому, что он строго придерживался посещения кружков знающих людей и прослушивал рассказы Хадисов и Азкаров. Он читал много книг перед ученными высочайшего ранга[2]
Что касается больших текстов по исламу, таких как «Муснад» Ахмада, «Сахих» Бухари и Муслим, «Джами» Тирмизи, «Сунан» Абу Дауда ас-Саджистани, ан-Насаи, Ибн Маджа и ад-Даракутни он, (да помилует его Аллах), - каждую из этих книг он прослушал большое количество раз.
Первую книгу по Хадису, которую он выучил, была «Аль-Джамиа Байн ас-Сахихайн» аль-Хумайди. Кроме этих книг, по исламским наукам было еще много других, которые он изучал, и Аллах благословил его способностью быстро запоминать и редко забывать.
Редко он встречался с чем-то или слышал что-либо, чтоб это не оставалось в его памяти, будь то слова или смысл. Это было подобно, как если знание становилось частью его плоти, крови и целого тела. Он не брал просто части знаний тут и там. А наоборот, отличался полным пониманием и осведомленностью, и он был среди самых выдающихся людей по своим качествам и мастерству.
Аллах испытал его таким образом, что это могло бы сокрушить любого другого, и дал ему радость и счастье во всех аспектах жизни и сделал влияние его руководства одним из ясных знаков, чтоб каждый, у кого есть немного разума, согласился, что он был одним из тех, о ком Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах посылает этой Умме в начале каждого столетия того, кто будет возрождать для нее Его религию»[3].
Так Аллах через него обновил законы религии, которые были давно забыты, и сделал его доказательством для всех людей его эры, и хвала Аллаху, Господу миров!
Его выдающиеся знания, работы и прекрасная память
Если говорить о его выдающихся знаниях, то сюда можно отнести знание наук Священного Корана, его способность извлекать малейшие и самые незначительные пользы из него. Его знания постановлений ученных в объяснении их, его способность использовать эти постановления, в качестве доказательства, равно как Аллах дал ему способность понимать чудеса Корана, красоту его постановлений, его редкостные и прекрасные драгоценности, языковые чудеса и его очевидную благодать.
Во всем этом он был первым и примером, которому каждый стремился подражать.
Если кто-либо читал какой-нибудь аят Священного Корана на одном из его занятий, то он продолжал объяснять его, и занятие заканчивалось на этом. Его занятия длились большую часть дня, и он не требовал от ученика, чтоб тот читал определенные аяты, к которым он приготовился. Наоборот, любой человек, который посещал его занятия, читал то, что было легко для него и Ибн Теймийя затем объяснял то, что было прочитано.
Он обычно говорил без пауз, разве что присутствующие в аудитории знали, что если бы не нехватка времени, то он тщательно и с разных точек зрения рассмотрел все то, что объяснял. Однако он останавливался, чтоб его слушатели отдохнули.
Например, он выпустил тафсир “Скажи: Он -Аллах, Один”. (Ихляс, 1) что заняло целый большой том. Также его тафсир “Милостивый вознесся на Трон” (Таха, 5) занимает около 35 томов, и мне говорили, что он начал составлять тафсир, который бы занял пятьдесят томов, если бы он закончил его.
Что касается его знаний и понимания Сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его постановлений, поступков, событий в жизни, сражениях, чудес которые Аллах дал ему, его знания, что достоверно было передано от него и что недостоверно. Высказывания о поступках, событиях и правовых суждений Сподвижников, (да будет доволен ими Аллах), их борьбы ради Религии и достоинства, которые были присущи только им среди Уммы, - во всем этом он был самый щепетильный и имел большой опыт и квалификацию, и был самый быстрый в нахождении какой-либо необходимой ему информации.
Он никогда не упоминал хадис или фатву, которую использовал как доказательство без того, чтоб не указать источник и ссылку на шариатский текст, или указать является это “сахих” или “Хасан” и т.п. Или обязательно упоминал имена Сподвижников, которые передали это, и его редко спрашивали о передатчиках, несмотря на это он мог пояснить их происхождение и биографию.
И самый потрясающий случай, который произошел, был тот, который произошел во время его первого судебного процесса в Египте, когда его схватили и посадили в тюрьму так, что у него не было никакого доступа к его книгам. За это время, он написал много книг, маленьких и больших, и упомянул в них огромное количество хадисов, рассказов, постановлений сподвижников, имена ученых по Хадисам, авторов и их работы, и указал к каждому из них соответствующий источники, и конкретизировал по именам.
Он также упомянул названия книг, в которых каждое сообщение было взято, и также где именно в книге найти их. Все это было только по памяти, поскольку в то время у него не было ни одной книги с собой, чтоб использовать как источник. Позже эти книги опубликовали и проверили, и хвала Аллаху - в них не было найдено ни единой ошибки, и ничего не надо было изменять в них.
Среди этих книг “ас-Сарим аль-Маслуль аля Шатим ар-Расуль” (переводится как “Обнаженным мечом по ругающему пророка” ) и это одно из качеств, которое Аллах даровал ему[4].
Также Аллах благословил его способностью знать разные мнения среди ученных, их постановлений, иджтихад в различных вопросах, и что было записано по сильному слабому, общепринятому и отвергаемому мнению каждого ученого каждой эры.
У него были глубокие познания в том, какие из их мнений были самыми правильными и близкими к правде. Он был даже способен приписывать каждому ученому, в какой местности тот пришел к каждому своему мнению. Это было подобно тому, как если бы его спросили о чем-либо, то каждое отдельное высказывание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его Сподвижников, и ученных - от самых первых до самых последних из них - словно проецировались картинками в его голове, и он брал то, что желал и оставлял, то что желал.
И любой, кто видел его, или знакомился с его знанием, был охвачен чувством собственного невежества или желанием согласиться с ним.
Что касается его книг и рукописей, то их гораздо больше, чем я могу упомянуть или вспомнить все их названия. На самом деле я даже сомневаюсь, что кто-либо сможет назвать их все, поскольку их количество столь велико, и все они различаются по объему.
Некоторые их них состоят из 12 томов, такие как «Талкхис ат-Талбис аля Асас ат-Такдис» и др.
Некоторые по объему состоят из 7 томов, такие как «аль-Джам’ Байна аль-’Акль ва ан-Накль».
Некоторые из них из 5 томов, такие как «Минхадж аль-Истикама уаль-Итидаль». Некоторые из 3 томов, такие как «ар-Радд ‘аля ан-Насара» Некоторые из 2 томов, такие как «Никах аль-Мухаллаль», «Ибталь аль-Хайль» и «Шарх аль-’Акида аль-Асбаханиййа».
Некоторые только в объеме одного тома или меньше, и их очень много, чтоб охватить. Однако я попытаюсь упомянуть несколько, чтоб удовлетворить любопытство тех, которые хотят знать:
«Тафсир Сурат аль-Ихлас», его книги «Ас-Сарим аль-Маслуль ‘аля Шатим ар-Расуль», «Аль-Фуркан аль-Мубин Байн ат-Талак уаль-Йамин»,«Аль-Фуркан Байн Аулийа’ ар-Рахман уа Аулийа’ аш-Шайтан»,«Иктида’ ас-Сират аль-Мустаким фи Мукхалафат Асхаб аль-Джахим»,«Аль-Калим ат-Таййиб»,«Исбат аль-Камаль», «Накд Акуаль аль-Мубтади’ин», «Минхадж аль-Истикама», «Ад-Дурр аль-Мултакит», «Ахкам ат-Талак», «Ар-Рисаля», «И’тикид аль-Фирка ан-Наджийа», «Раф ‘аль-Малам ‘ан аль-А’имма аль-А’лям», «Такрир Маса’ил ат-Таухид», «Аль-Истигаса уаль-Тауассуль», «Аль-Маса’иль аль-Хамауиййа», «Аль-Маса’иль аль-Джазриййа», «Аль-Маса’иль аль-Муфрада».
Достаточно упомянуть несколько этих его работ, иначе мы могли бы составить список из более чем 200 названий, но сейчас не время и не место делать это.
А что до его фетв и ответов, которые он давал на различные вопросы, то их больше, чем можно перечесть. Однако, в Египте семнадцать томов из них были собраны и сортированы по темам Фикха, и это широко известный и популярный сборник.
Также его помощники собрали более 40000 вопросов, на которые он отвечал. Редко случалось так, что происходило нечто, о чем его спрашивали, и он бы не отвечал в присущей только ему быстрой и незамедлительной манере.[5]
Этот ответ затем превращался в книгу, и чтоб собрать подобную, кому-нибудь другому потребовалось бы тщательное рассмотрение многих справочников, и даже после этого они все еще не смогли бы тягаться с ним в компетенции и умении отвечать на вопросы.[6]
Праведный Шейх Тажуд-дин Мухаммад, известный как Ибн ад-Даури, который посещал один из уроков Ибн Теймийи, рассказывал, что один иудей задал ему вопрос о Кадар (Предопределении). Иудей предоставил свой вопрос в форме стиха, состоящего из 8 строк. Ибн Теймийя посмотрел на него, немного подумал про себя, и затем начал писать. Он продолжал писать, и мы думали, что это будет разрозненный и неорганизованный ответ. А когда он закончил, и его товарищи посмотрели на то, что он написал, то увидели, что это был стих, состоящий из 184 строк, со вставленными строками вопрошающего.
В этом стихе его знания представлялись настолько очевидными, что если кто-либо захотел объяснить только этот стих, то ему потребовалось бы написать два больших тома с комментариями. Это только один из примеров его экстраординарных способностей. Ах сколько же еще много подобных его ответов остаются не имеющими себе равных!
Продолжение следует.
Перевод Умму Солих (моя редакция).
“Заблудший” Ибн Теймийя???
На сегодняшний день можно повстречать множество клеветы и обвинений в адрес Имама, Шейх аль-Ислама Ибн Теймийи, часто исходящая от тех, кто слепо следует за его завистниками и клеветниками.
Мне хотелось бы обратиться к истории и свидетельствам Имамов того времени, которые обсуждали с Ибн Теймийей его убеждения изложенные в его идеологическом трактате “Акъида аль-Васатийя”.
Известно, что Ибн Теймийя начал высказываться письменно, выбив “землю из под ног” его современников Ашаритов, еще на рубеже седьмого столетия.
Вот что пишет Ибн Кассир описывая события 698 г.
“На закате государства Ляджин, после выхода кипчаков из страны, произошло очередное испытание для Шейха Ибн Теймии. Против него вышла группа Факихов, с требованием прибыть ему на заседание к ханафитскому судье Джалалу-дину аль-Ханафи, но он не пришел. Тогда, в стране стали провозглашать еретическими убеждения Ибн Теймийи, о которых он написал, отвечая на вопрос от жителей Хамы (Хамавийская фатва). Однако правитель Сейфу-дин Джа’ан поддержал Шейха (Ибн Теймию) и послал задержать тех, кто встал против Шейха, но многие сразу же скрылись, а того, кого задержали, подвергли наказанию, остальные умолкли.
В пятничный день Шейх Такъийюд-дин (Ибн Теймийя) как обычно проводил урок в мечети, урок по Тафсиру Корана, говоря о Словах Аллаха: “И поистине ты (о Мухаммад) на великом нраве”. Сура Калям 4 аят.
Затем в субботу все собрались у Судьи Имаму-дина аль-Къазвини, прибыла группа достойнейших (ученых) и все приступили исследовать “Хамавийскую фатву” ведя дебаты с Шейхом (Ибн Теймийей) обсуждая отдельно взятые места из нее, на что Шейх ответил им тем, что после длительной беседы заставило их замолчать”[1].
Прошло семь лет[2] и вновь начались разговоры вокруг личности Ибн Теймийи.
В 705 году, его завистники начали вновь оговаривать Шейха приписывать ему ложные убеждения и жаловаться Султану, который отправил послание из Египта в Дамаск, чтоб проверили убеждения Ибн Теймийи, в результате чего было проведено три заседания, в которых участвовали крупнейшие на то время ученые и судьи Ашариты, такие как Софийю-дин аль-Хинди, Камалу-дин бин аз-Замалкани аш-Шафии и Содру-дин бин аль-Вакиль. И после продолжительных дискуссий и анализа книги “Акъида аль-Васатийя”, заключили, что она включает в себя убеждения приверженцев Ахлю-Сунна ва аль-Джамаа, соответствующие убеждениям Салафов.
Ибн Кассир (8 век) пишет: “В понедельник седьмого Раджаба, во дворце наместника Султана собрались Ученые и Судьи, среди них был Шейх Такъийяд-дин Ибн Теймийя. В этом заседании были зачитаны убеждения Шейха Ибн Теймийи изложенные в книге “Акъида аль-Васатийя”, после чего начались исследования в некоторых ее пунктах, а некоторые пункты были отложены на второе заседание. В пятницу 12 числа, после молитвы вновь все собрались, пришел Шейх Софийю-дин аль-Хинди и много говорил с Шейхом Такъийяд-дином Ибн Теймийей, однако его “ручей” растворился “море”[3]. Затем условились, что Шейх Камалу-дин бин аз-Замалкани бескомпромиссно будет заключать в этом деле, после диспутировали по этому поводу. Люди выразили признательность достоинствам Шейха Камалу-дина бин аз-Замалкани, его высокому интеллекту и хорошему исследованию, благодаря чему он противостоял Ибн Теймийи в этой дискуссии. Затем дело разрешилось объявлением приемлемыми этих убеждений и Шейх Ибн Теймийя вернулся к себе, окруженный почтением и величием.
Причиной всех этих разбирательств было письмо направленное Султаном, а подтолкнули его к этому Маликитский судья Ибн Махлюф и Шейх Насир аль-Манбаджий, духовный наставник Султана аль-Джашанкира, и другие враги Шейха Ибн Теймийи, из-за того, что он высказывался о приверженности аль-Манбаджийя к убеждениям Ибн Араби.
У Шейха Ибн Теймийи среди ученых современников была группа завистников. Они завидовали в том, что он был уважаемым в стране, единственным кто выступал, порицая запретное и приказывая одобряемое, его любил простой народ и подчинялся ему, у него было много последователей[4], завидовали за его знания и действия в соответствии с ним, за его стойкость за правое дело.
Затем в Дамаске произошли некоторые проблемы по причине отсутствия наместника Султана. Судья потребовал присутствия группы последователей Шейха и предостерег некоторых из них.
Было согласованно, что Хафиз, Джамалу-дин аль-Миззи аш-Шафии, будет читать некоторые главы из книги Имама Бухари в опровержении джахмитов “Халькъ афаль аль-ибад”, что разгневало некоторых присутствующих на этих уроках ученых. Они пожаловались Шафиитскому судье Ибн Сарсари[5], он был непримиримым врагом Шейха Ибн Теймийи, и он посадил аль-Миззи в тюрьму. Это дошло до Ибн Теймийи, что сильно ранило его, он отправился в тюрьму и собственноручно вывел Шейха аль-Миззи из нее, затем отправился во дворец и нашел судью. Они стали спорить по поводу Шейха аль-Миззи, Ибн Сарсари начал клясться Аллахом, что если его не вернут в тюрьму, то он подаст в отставку. Ответственный за дело, чтоб ублажить сердце судьи постановил о продолжении заключения Шейха, а после нескольких дней освободил его.
После возвращения наместника Султана в город, Шейх Ибн Теймийя поговорил с ним о том, что происходило с его соратниками во время отсутствия, что обеспокоило наместника и он объявил чтоб в стране никто не обсуждал вероубеждения…
Затем 7 Шаъбана во дворце состоялось третье заседание. Ученые выразили единогласное мнение, выражающее довольство ранее упомянутых убеждений. В этот же день судья Ибн Сарсари подал в отставку по причине некоторых слов услышанных от присутствующих на этом заседании, это были слова Шейха Камалу-дина бин аз-Замалкани аш-Шафии. Затем, 26 Шаъбана пришло письмо от Султана (с Египта) с приказом вернуть Ибн Сарсари на пост судьи, и это было по указке аль-Манбаджий.
В этом письме было так же следующее; “Мы были оповещены о завершении заседаний по поводу убеждений Ибн Теймийи, и заключении в том, что он на мазхабе Салафов (праведных предшественников). Мы этим указанием желали лишь прояснения его непричастности к тому, что на него наговаривали”.
Пишет Ибн Раджаб аль-Ханбали (8 век): “Затем, в 705 году по приказу Султана стали проверять его в вероубеждениях. Наместник Султана собрал Ученых Судей во дворце, прибыл Шейх и приступили к вопросам. Шейх попросил, чтоб принесли из его дома “Акъиду аль-Васатию” и она была зачитана на трех заседаниях, в процессе которых проходили дискуссии и исследования в ее отдельных пунктах. После чего все согласились на том, что это Суннитские Салафитские вероубеждения”[6].
Хафиз Ибн Абдул-Хади пишет (8 век): “В 705 году, по приказу Султана от Шейха потребовали объяснений по поводу его вероубеждений. Для этого были собраны Ученые и Судьи в присутствии наместника Дамаска. Шейх сказал: “Ранее меня спрашивали о вероубеждениях Ахлю-Сунны, и я ответил”. Он попросил принести его послание из дома, после чего это послание зачитали. Затем обсудили два или три пункта из него, что затянуло заседание, и заставило собраться еще дважды. Затем, после подробного исследования единогласно заключили, что это хорошие Салафитские убеждения”[7].
Исходя из этих слов, странными кажутся слова тех, кто продолжает наговаривать на Шейха Ибн Теймийю, что он заблудший в вопросах Имен и Атрибутов Аллаха, что он “муджассим” “мушаббих” и т.п. Не даром Хафиз Ибн Хаджар Аскалани, выступая в защиту Шейха от этих наговоров ссылался на решение по результатам этих трех заседаний и упомянул свидетельства Ибн аз-Замалкани аш-Шафии, на то Шейх Ибн Теймийя был ученым Муджтахидом.
Говорит Ибн Хаджар (9 век): “… работы его переполнены в опровержении тех, кто говорит о “таджсиме” (придание Аллаху тела), и его не причастности к этому….Имамы из его современников, свидетельствовали, что в нем собрались все условия Муджтахида (высочайшая степень Учёного), что даже заставило некоторых стать его фанатичными противниками и старателями причинить ему всяческое зло. И это (т.е. те ученые, которые свидетельствовали ему о иджтихаде) Шейх Камалуд-дин ибн аз-Замалкани, и Шейх Содру-дин ибн аль-Вакиль, единственный, кто мог выдерживать дискуссии с ним (Ибн Теймией)”[8].
Этим закончились заседания и исследования в убеждениях Ибн Теймийи среди ученых Шама. Но враги шейха в Египте еще больше обозлились и решили собственноручно с ним покончить…
Продолжение следует…
________________________________________
[1] “аль-бидая ва ан-нихая” 2\2110. Издательство “бейт аль-афкар ад-довлия”.
[2] Войны с монголами в этот промежуток времени судя по всему заставили врагов Ибн Теймии, прекратить на время свои козни.
[3] Образное выражение заключающее в себе то, что ручеёк знаний Софийю-дина аль-Хинди растворился в море знаний Шейха Ибн Теймийи.
[4] Это свидетельство является ясным опровержением тем, кто заявлял и заявляет о якобы немногочисленных последователях Ибн Теймийи. Что якобы он быk чуть ли не одинок в своих взглядах и великое множество ученых его современников опровергали его, по заслугам сажали в тюрьму, никто из мусульман не принимал всерьез его знания Корана и Сунны и убеждений Салафов.
[5] Укажу на один эпизод из истории в котором можно усмотреть ту неприязнь которая исходила от Ибн Сарсари в отношении Ибн Теймийи. Когда монголо-татарские полчища крушили и захватывали Исламские земли, Ибн Теймийя с группой других авторитетный ученых отправился в правителю монголов К’азану. Как произошла эта встреча рассказывает Ибн Касир со слов Шейха АбдаЛЛаха ибн К’аввама аль-Балиси: “Ибн Теймийя говорил ему (К’азану): “…И ты, убивая мусульман, полагаешь, что являешься мусульманином, тогда как твои оба отца, (имеются в виду отец и дед) подобного не делали!? Ты заключил договор и нарушил его, пообещал и не сдержал обещание”!Он сказал слова истинные и не боялся никого, кроме Аллаха, Свят Он и Велик. Затем принесли еду, все стали кушать, кроме Ибн Теймийи. Ему сказали: “А что же вы не кушаете”? Он ответил: “Как же я буду кушать еду, которую вы получили, занимаясь грабежом людей!?” Затем правитель К’азан попросил его сделать ду’а, и Ибн Теймийя воззвал к Аллаху: “О Аллах, если этот Твой раб достоин похвалы, и сражается для того чтоб Слово Твое было превыше всего, и религия принадлежала Тебе, то помоги ему и поддержи его. Помоги ему овладеть землями и народами. А если же он поднялся, желая славы и показухи, желая этого мира, и чтоб слово его было превыше всего, и унижения Ислама и его приверженцев, то унизь, потряси и погуби его”! А К’азан в это время стоял с протянутыми ввысь руками и говорил: “Амин”. Мы же в тот момент стали подбирать под себя свои одежды, боясь, что ее забрызгает кровью [Ибн Теймийи], если Султан прикажет убить его [за эту дерзость]. Затем когда мы покинули Султана, К’адзий (Судья) Наджмуд-дин ибн Сарсари сказал Ибн Теймийе: “Ты чуть не погубил нас вместе с собой! Клянусь Аллахом, мы больше не станем сопровождать тебя в пути”. Ибн Теймийя ответил: “И я тоже не буду вас сопровождать”. Они ушли, а он немного задержался вместе со своими соратниками. Тут стали распространяться слухи о нем (Ибн Теймийи) среди влиятельных людей, правителей (амиров) окружающих К’азана. Они стали собираться вокруг Шейха, чтоб получить баракат (благословление Аллаха) от его ду’а, они следовали за ним по пути возвращения в Дамаск. А тех, кто не пожелали идти вместе с ним, настигла группа монгол-татаров, ограбив их всех до одного”. Смотрите “Бидаят ва нихаят”, 13\73.
[6] Книга “аз-зейль аля табакъат аль-ханабиля”, Ибн Раджаб, 2\396.
[7] Книга “аль-укъуд ад-дурийя”, стр. 212.
[8] Книга “ар-рад аль-вафир”, рецензия Ибн Хаджара к этой книге.
Обсуждение слов Хайтами о Ибн Теймийи
Я хотел бы поговорить о Шейх уль-Исламе Ибн Теймийе, и о том, что о нем говорил Ибн Хаджар Хайтами аш-Шафии, да смилуется над ними Аллах, и те, кто без оглядки последовал за ним, из шафиитов.
Для наглядности я приведу то, что сказал о Ибн Теймийе, дагестанский ученый Хасан ибн Мухамад Хильми аль-К’ахиби ан-Нахшбанди аш-Шазили аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, со слов Ибн Хаджара Хайтами, в своей книге “аль-Бурудж аль-мушайяда би ан-нусус аль-муайяда”: “Сказал Ибн Хаджар в отношении его, дословно: “Ибн Теймийя, раб бросил, заблудил и ослепил его Аллах”. А так же сказал: “Не придается его словам никакого значения, их следует отбросить, и быть убежденным в том, что он заблудший нововведенец, и перешедший границы невежда”. Это приводится в книге “Фатава аль-Хадисия””.
Исxодя из этих слов и непревзойденного авторитета Ибн Хаджара Хайтами для поздних Шафиитов и Хасана Хильми для дагестанцев, понятны частые дурные высказывания со стороны некоторых их последователей в отношении Ибн Теймийи, что является продуктом необъективного подхода к личности Ибн Теймийи, а иногда результатом банальной неграмотности.
Аллах Всевышний говорит в Коране:
“О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете”. Сура аль-Маида 8 аят.
Я надеюсь, что мы все желали бы оказаться среди тех, о ком сказал посланник Аллаха, “Справедливые, у Аллаха в судный день, будут сидеть на креслах из света [нура], по Его правую [Руку]. Это те, которые поступали справедливо во всех решениях порученных им”.
Мне хотелось бы дать слово всем Шейхам, предшественникам и учителям Ибн Хаджара Хайтами, а затем слово его ученикам о Ибн Теймийи, но в виду того что я хотел вкратце дать информацию читателю, то ограничусь некоторыми из них.
При жизни Шейха аль-Ислама Ибн Теймийи распространялось множество слухов наговоров на него, и домыслов за него, после его смерти в тюрьме по наговору, это все немного улеглось, но в 9 веке, дело дошло до обвинения его в неверии, и мало того, обвинения в неверии того, кто считал его мусульманином и именовал его титулом Шейх аль-Ислам. Это была учесть несчастных невежд, либо крайне необъективных в исследовании людей, решивших прославиться, занявшись наговорами и обвинением в неверии этого выдающегося Ученого.
Но Аллах избрал рабов своих праведных для того, чтоб те встали на защиту Его Авлия [любимцев], и одним из этих ученых был Хафиз, Мухаммад ибн Абу Бакр Ибн Насыр ад-дин ад-Дамашки аш-Шафии, написавший книгу “Рад аль-вафир ‘аля ман за’ама: бианна ман самма Ибн Теймийя Шейх аль-Ислам,- кафир”./ “Большое опровержение тому, кто заявил, что назвавший Ибн Теймийю Шейх аль-Ислам, становится неверным”. Эту книгу он написал опровержением на ‘Аля аль-Бухари. В ней он привел слова около сотни известнейших Ученых современников Ибн Теймийи, говоривших о нем с похвалой, восxищавщихся его знанием и признававших его главенство в науках над ними, а так же титуловавших его как Шейх аль-Ислам.
Я приведу для внимания читателей рецензию современника Ибн Насыр ад-дина ад-Дамашки, выдающегося Ученого, Хафиза Ибн Хаджара ‘Аскалани аш-Шафии, да смилуется над ними всеми Аллах:
Рецензия Амира Му`минин в науке Хадиса, выдающегося учёного
Ибн Хаджара ‘Аскалани аш-Шафии
“Хвала Аллаху Господу миров, приветствия Его рабам, которых Он избрал.
Я изучил этот полезный труд и собрание, которое собрал автор для цели, выраженной в нем. И я убедился в широкой осведомленности Имама (автора), который написал этот труд, как убедился я, в обладании им знаниями в науках, чем он и заслужил уважение и признание среди Учёных.
Известность [принадлежности] титула Имама, для Шейха Такъия–дина (Ибн Теймийи) известнее, чем солнце, и титулование его как Шейх аль-Ислам в его время, остается и по сегодняшний день на чистых языках, и продолжится завтра, как и было вчера. Никто не отвергнет этого, кроме того, кто не знает его достоинств, и отклонившегося от справедливого подхода.
И кто может быть грубей и невежливей того, кто занимался этим (из невежд), да еще и приумножил в этом свои спотыкания (т.е. постоянно ошибался в наговорах на Ибн Теймийю: мое примечание). А Аллах Всевышний является Тем, к Кому обращаются, чтоб освободил Он нас от зла наших душ, и от зависти на наших языках, по Милости и Щедрости Его.
Если бы не было указания на достоинства это человека (Ибн Теймийи) титула Имама, кроме того, что привел Хафиз ‘Ильму-дин аль-Барзали в своем труде по Истории; о том, что не было в истории Ислама такого человека, чтоб на его похоронах собиралось такое же количество мусульман, как на похоронах Шейха Такъия-дина Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах, то этого было бы достаточно. И он указал лишь на похороны Имама Ахмада [в Багдаде], которые посетили сотни тысяч мусульман, с той лишь разницей, что если бы в Дамаске было подобное количество населения как в Багдаде, то не один из них не опоздал бы, присоединится к похоронной процессии [Ибн Теймийи]. А так же [разница в том,] что все, кто был в Багдаде, кроме единиц, были убеждены в титуле Имама, для Имама Ахмада, а правитель Багдада и Халифа в то время, были преисполнены любовью и уважением к Имаму, что было абсолютно противоположно в отношении Ибн Теймийи, сам правитель вообще отсутствовал в это время в стране, а большинство Факихов (учёных) были его фанатичными противниками, пока не умер он заключенный в темнице. Но не смотря на это, никто из них не опоздал на его похороны и погребальный намаз (джаназат) выражая свое сожаление и печаль о нем, кроме трех личностей, которые не пришли, лишь боясь за себя от простых людей (т.е. народ не простил бы им те козни, которые они строили против Шейха Ибн Теймийи: мое пояснение).
Присутствие этого великого собрания, (указывает на то), что побудило их к этому только убеждение в его (Ибн Теймийи) достоинстве [на титул Имама] и его благодати (бараката), а не то, что там присутствовал Правитель или кто-то другой. Ведь достоверно известно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: “Вы свидетели Аллаха на земле”.
Известно, что выступали с опровержением Шейха Такъии-дина, группа учёных, выражая порицание в вопросах Основ и второстепенных частях (религии). Для этого устраивались заседания в Каире и Дамаске, но не известно ни от одного из них, что кто-то вынес решение, о его еретических воззрениях, либо постановил о необходимости казнить его. И это вместе с тем, что среди правителей (ах1лю ад-довля) были те, кто считался очень фанатичными его противником, что способствовало его тюремным заключениям в Каире, затем в Александрии. И не смотря на это, все они (учёные) признавали широту его знаний, величину его набожности и аскетизма, и описывали его смелым и великодушным, а так же тем, что он стоял на страже и помощи Исламу, призыву к Аллаху Всевышнему, скрытно и наяву.
Так как же мы, не будем порицать тех, кто сказал о нем, что он неверный (кафир), да мало того, еще назвал описание его как Шейх aль-Ислам, - неверием?! Нет в этом описании того, что ведет к подобному (неверию). Поистине он Шейх aль-Ислам без сомнения, а вопросы из-за которых на него посыпались порицания и которые он смакуя (с удовольствием) выражал, то он никогда после предоставления ему доказательства, не упрямился в них, и работы его переполнены в опровержении тех, кто говорит о “таджсиме” (придание Аллаху тела), и его не причастности к этому.
Вместе с этим он человек, ошибается и оказывается прав, то, в чем он оказался прав, является большим, берется польза из этого, и молятся о ниспослании Милости на него по причине этого, а то, в чем он ошибся, не следуют за этим, и ему за это прощено, так как Имамы из его современников, свидетельствовали, что в нем собрались все условия Муджтахида (высочайшая степень Учёного), что даже заставило некоторых стать его фанатичными противниками (т.е. по причине зависти: мое пояснение), и старателями причинить ему всяческое зло.
И это (т.е. те ученые, которые свидетельствовали ему о иджтихаде) Шейх Камалуд-дин аз-Замалкани, и Шейх Садру-дин ибн аль-Вакиль, единственный, кто мог выдерживать дискуссии с ним (Ибн Теймийей).
Cамое удивительное, что этот человек, был из величайших людей, стоявших против новшеств Рафидитов, и приверженцев Хулюлия и Иттихадия (воззрения некоторых суфиев, как Халлядж и ибн ‘Араби: мое пояснение), работ его в этом русле очень много, и они всем известны, а количество фатв его об этом, не поддаются исчислению.
Ох, как бы они обрадовались, если бы услышали тех, кто обвиняет его (сегодня) в неверии.
Поэтому, на том, кто “оделся в одежду знания” (тот, кто имеет отношение к Знаниям), и обладает разумом, лежит обязанность рассматривать речь этого мужчины из его известных книг, либо со слов тех, кто надежен [в знании о нем] из передатчиков. Отделяя из этого то, что порицаемо, предостерегая от этого в виде благого наставления, и хваля его за те преимущества, в чем он являлся правым, как это в отношении всех остальных Учёных.
И если не было бы у Шейха Такъи-дина (Ибн Теймийи) заслуг, кроме его известнейшего ученика Шейха Шамсу-дина ибн Кайима Джавзия, автора полезнейших книг, от которых получили пользу и единомышленники и противоречащие (ему), то это было бы достаточное указание на его (Ибн Теймийи) великое место.
Да как же так, ведь о главенстве его в Науках, и отличительных его способностях в соображении и изложении, свидетельствовали Имамы, его современники из Шафиитов, не говоря уже о Ханбалитах!
А тот, кто вместе с этим, говорит в отношении него, о неверии, или на того, кто назвал его Шейх аль-Ислам, неверный, то не следует даже оборачиваться в его сторону, и не стоит даже обращать на него внимания [в его наговоре], напротив необходимо удержать его от этого, пока не осведомится он о истине [в этом вопросе] и не станет повиноваться правде.
А Аллах излагает Истину, и Он ведет по истинному пути. Достаточен нам Аллах, прекрасен Он как Покровитель”.
Из Шафиитов предшественников Ибн Хаджара Хайтами, критикующих Ибн Теймию, были Такъияд-дин ас-Субки аш-Шафии и его сын Тажуд-дин ас-Субки. Однако, всем известны его слова после того, как Имам аз-Захаби написал ему письмо заступившись за Ибн Теймийю, и попросившего его объясниться, на что Такъияд-дин ас-Субки, да смилуется над ним Аллах, ответил:
«Его [Ибн Тейимйи] значение велико, его знание обильно, он необычайно широк в науках шариатских и умозрительных, он обладает огромным интеллектом и усердием, и во всем этом он достиг той степени, которая за пределами описания…».
«…Он еще ценнее для меня благодаря тому, что выше и важнее сказанного: благодаря тому, чем одарил его Аллах из благочестия, религиозности, готовности помогать истине и отстаивать ее не ради посторонних целей. Благодаря тому, что привержен пути предшественников, и получил из этого великую долю, тому, что такие, как он, чужды сегодняшнему времени и временам вообще».
Другой ас-Субки, Абу аль-Бакьа, Бахауддин ас-Субки, да смилуется над ним Аллах, сказал, спросившему его о Ибн Теймийе и указавшему на то, что некоторые люди ругают его: “…Клянусь Аллахом, “о такой-то”, не относится пренебрежительно к Ибн Теймийе, никто кроме джахиля (невежды), или следующего за (своей) страстью. Невежда, не знает что говорит, а последователь страсти, закрывает ему его страсть путь к правде (о Ибн Теймийе), после того как он узнал её”.
Из знаменитых Шафиитов и предшественников Ибн Хаджара Хайтами, примечательна личность Джалялуд-дина ас-Суюти аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, и его слова о Ибн Теймийе: “Шейх, Имам, Выдающийся Хафиз, Критик, Факьих, Муджтахид, блестящий Муфассир, Шейх аль-Ислам, апологет аскетизма, редчайший в свое время, Такъияд-дин, Абу Абас, Ахмад, сын Муфтия Шихабуд-дина ‘Абдул-Халима сына Имама Муджтахида, Шейха аль-Ислама Маждуд-дина ‘Абдус-Салама ибн ‘АбдуЛЛаха ибн Аби Кьасима аль-Харрани, один из выдающихся Ученых. Родился в месяце Рабиуль-Авваль (10 [12] числа) 661 года, получал знания от Ибн Аби аль-Яср и Ибн ‘Абдул-Даима, занимался Хадисом, анализировал и определял (в хадисе), был блестящ в знании передатчиков (хадиса), в науке “’Ильяль аль-Хадис” и понимания его (хадиса), а также в науках Ислама и науке “Каляма” и других науках. Был морем Знания, и мудрецом, которых можно на пальцах пересчитать, и одним из немногих аскетов. Написал 300 томов (книг), был испытан и подвержен мучениям. Умер 20 числа месяца Зуль-Кь’ада 728 года”.
Это были предшественники Ибн Хаджара Хайтами, а теперь дадим слово его известнейшему ученику, выдающемуся Ученому, Муле ‘Али аль-К’ари, да смилуется над ним Аллах, который говорит о известнейшем ученике Ибн Теймийи, Ибн Кайиме Джавзия, комментируя слова последнего о Качествах и Атрибутах Аллаха в концепции выраженной его учителем Ибн Теймийей: “Закончились его слова,- Ибн Каийма - прояснилось желаемое им, и стало ясно, что его убеждения согласованы с убеждениями приверженцев Истины из Салафов (предшественников), и большинства Халафов (последователей). А отвратительные оскорбления и порицания не имеют места, и не в праве адресоваться ему. Поистине слова его в точности соответствуют тому, что сказал Великий Имам Муджтахид (Абу Ханифа) в книге “Фикх аль-Акбар”.
Шейх, Абу аль-Баракат, Ну’ман ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, да смилуется над ним Аллах, в главе посвященной словам ученых в непричастности Ибн Теймийи к тем словам, что на него наговорил Ибн Хаджар Хайтами говорит: “И из них [т.е. Ученых указывающих на его непричастность], Выдающийся ученый, земли Аллаха Запретной [Мекки], Муля ‘Али аль-К’ари. Поистине он в своей книге “Шарх аш-Шамаиль” и других произведениях, хвалил его [Ибн Теймийю], и пояснил непричастность его к наговорам”.
Так же в биографии Муля ‘Али аль-К’ари, аль-Алуси пишет: “Он был из тех, кто указывал на непричастность Ибн Теймийи и Ибн Каийма к наговорам на них, и восxищался ими. Из того, что он говорил в книге “Шарх аш-Шамаиль”, следующее: “Тот, кто прочтет книгу “Шарх маназиль ас-саирин”, тому прояснится то, что они оба [т.е. Ибн Теймийя и Ибн Каийим] были величайшие ученые Ахлю-Сунны ва аль-Джамаа, рабами Аллаха праведными [АвлияуЛлахи] в этой Умме”.
Семья аль-Алуси, да смилуется над ними всеми Аллах, посвятила много слов в пояснении непричастности Ибн Теймийи к наговорам на него и домыслам за него. Это и глава семейства, Выдающийся Ученый, толкователь Корана, Имам, Муфтий, Шихаб ад-дин, Саийид Махмуд Афанди аль-Алуси аш-Шафии. Автор многих книг, и Тафсира “Рух аль-Ма’ани”, а так же его сын Абу аль-Баракат, Ну’ман ибн Махмуд Афанди в книге “Джала аль-‘айнейн би мухакамати аль-Ахмадейн” [Ибн Теймийя и Ибн Хаджар]. А так же внук, выдающийся ученый Махмуд Шукри аль-Алуси в книге “Гьаятуль амани фи рад ‘аля ан-Набахани”.
В завершении главы в исследовании тех слов, которые Ибн Хаджар Хайтами высказал о Ибн Теймии, Шейх Ну’ман аль-Алуси пишет: “И если вы задумаетесь над тем, что мы привели, и прислушаетесь к тому, что мы пояснили, то само собой отстранится то, что сказал выдающийся ученый Ибн Хаджар на Шейха Ибн Теймийю, и что не является достоверным в передаче от него. Так поймите же это, и не упрямьтесь”.
Это лишь некоторые слова, с которыми я желал ознакомить объективного читателя, желая лишь Довольства Аллаха, и напоминания моим верующим братьям о том, чтоб они не говорили по незнанию, и предостережения от того, что пришло в словах посланника Аллаха, من قال في مؤمن ما ليس فيه حبسه الله تعالى في ردغة الخبال حتى يأتي بالمخرج
“ Кто скажет о верующем, то чего в нем нет, поместит его Аллах Всевышний в место, где мучают обитателей Ада, покуда не придет то, что выведет его из этого положения“ .
А Аллах наделяет успехом, Хвала ему бесконечная, Пречист Он от всего, чем
описывают его уподобляющие и опустошающие. Мир и благословления Его посланнику, нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, и всем тем, кто последовал за ними с искренностью до Судного дня, довольствуясь тем, чему он научил в методе “танзиха” (очищения) и отстранившись от нововведений.
Абу Абдурахман Дагестани
Шихаб ад-дин, Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн Хаджар, Хайтами, Ансари, ас-Саади, аш-Шафии. Известный ученый Шафиитского мазxаба, Имам шафиитов в свое время. Родился в Египте в 909 г. И умер 973 г.
Известный ученый Дагестана, ученик выдающегося Ученого-наставника, Шейха СайфуЛлы-К’ади Башларова из селения Ницовкра. Умер в 1356 г.
Книга ”аль-Бурудж аль-мушайяда би ан-нусус аль-муаяйда”, стр. 148. Издательство “Дар ан-ну’ман лиль-‘Улюм”. Сирия. Дамаск. Первое издание.
Приводит Имам Муслим 1827.
Подробно читайте в комментарии под номером 83.
Выдающийся Хафиз, величайший Имам, историк, достойный доверия мухаддис [знаток хадисов]. Заведовал известным учебным заведением в Дамаске “Дар аль-Хадис аль-Ашрафия” в 838 г. Был отравлен в 842 году и умер шахидом [инша-а-Ллах].
Мухаммад ибх Мухаммад аль-‘Аджми, родился в Иране 779 году умер в 841 г. Помимо Ибн Теймийи, он дурно высказывался так же о Имаме ан-Навави, запрещая читать его книги и называя его “зохиритом” [буквалистом, следующему внешним указаниям тексов]. Был фанатичным последователем Ханафитского мазxаба. Приводится в его биографии к книге “Рад аль-Вафир”. Стр. 21.
На принадлежность этой рецензии перу Ибн Хаджара ‘Аскалани, указывал его ученик Имам ас-Сахави в книгах “ад-Дурар” и “аль-Джавахир”, говоря о всех рецензиях его Учителя: “И из них, то что написал он на книгу “Рад аль-Вафир”, Хафиза Ибн Насыр ад-дина в 35 году [т.е. в 835 г.]”.
Шейх аль-Ислам, Амир аль-Муьминин в науке Хадиса, Шихаб ад-дин, Ахмад ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Хаджар аль-‘Аскалани, родился в Египте 773 г. умер в 852 г. Автор многих полезнейших книг, из которых не превзойденный комментарий к Сахиху Имама аль-Бухари “Фатх аль-Бари”.
Хафиз Ибн Кассир аш-Шафии (700-774 г.) в книге “Бидаят ва Нихаят” пишет: «На закате государства Ляджин, после выхода кипчаков из страны, произошло очередное испытание для Шейха Ибн Теймийи. Против него вышла группа Факихов, с требованием прибыть ему на заседание к ханафитскому судье Джалалуддину аль-Ханафи, но он не пришел. Тогда, в стране стали провозглашать еретическими убеждения Ибн Теймийи, о которых он написал, отвечая на вопрос от жителей Хамы (Хамавийская фатва). Однако правитель Сейфуддин Джа’ан поддержал Шейха (Ибн Теймийю) и послал задержать тех, кто встал против Шейха, но многие сразу же скрылись, а того, кого задержали, подвергли наказанию, остальные умолкли. В пятничный день Шейх Такъийюддин (Ибн Теймийя) как обычно проводил урок в мечети, урок по Тафсиру Корана, говоря о Словах Аллаха: “И поистине ты (о Мухаммад) на великом нраве”. Сура Калям 4 аят. Затем в субботу все собрались у Судьи Имамуддина, прибыла группа достойнейших (ученых) и все приступили исследовать “Хамавийскую фатву” ведя дебаты с Шейхом (Ибн Теймией) обсуждая отдельно взятые места из нее, на что Шейх ответил им тем, что после длительной беседы заставило их замолчать». Том 14/5.
Ибн Касир пишет: «В среду 10 зуль-каада, в ханбалитском (мадраса) преподавал Бурханудин Ахмад ибн Хилал аз-Зари Ханбали, заменяя Шейха Ибн Теймийю, и посетили их Кадзий Шафиитского мазхаба и группа Факихов, что трудно сказалось на многих из последователей Шейха ибн Теймии. Так как за день до этого приходил к Ибн Теймийи, по поручению правителя с некоторыми вопросами Ибн Аль-Хутейри. После всего этого, в четверг, пришёл Кадзий Бадруддин и (ответственный) за Вакфы Насруддин (Машд) и спросили его, о теме про зиярат. Шейх Ибн Теймийя ответил им, написав на свитке, и подписал Шафиитский Кадзий в Дамаске; что он принял этот ответ от Ибн Теймийи написанный его рукой, а далее написал; что самое больное место, т.е. что якобы точка разногласия здесь, в том, что Ибн Теймийя сделал зиярат (посещение) могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и могил других пророков мир им, грехом по абсолютно единогласному мнению всех Алимов (Иджма). Ибн Касир (рахимахуЛлах) продолжает; так посмотрите же сейчас на это изменение слов Ибн Теймии (со стороны Шафиитского Кадзия). Поистине его (Ибн Теймийи) ответом на этот вопрос (о зиярате) не было запрещение посещения могил Пророков и праведников. В его ответе было упоминание двух мнений в теме 1) “шаддуль рихаль” (седлание, т.е. подготовка и отправление в путешествие), 2) и поездка только ради посещения могилы. Посещение могилы, без отправления в путешествие (дальний путь) только ради этого - это один момент, а посещение могилы отправляясь только ради этого в путешествие, другой момент.
И Шейх не запрещает посещение могил без того, чтоб только ради этого отправляться в далекий путь (шадду рихаль), а наоборот считает её желательной и Сунной, и его книги и жизненный путь свидетельствую об этом. Этот вид зиярата он не оспаривает, в фатве, и не сказал он что это грех, и не приводил никакого Иджма на запрет этого, и он (шейх Ибн Теймийя) не является незнающим хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); “Посещайте могилы, поистине они напоминают вам о будущей жизни”. А от Аллаха ничего не скроется из скрываемого: “А притеснители скоро узнают, какой поворот [судьбы] их ожидает“. Сура Шуара 227 аят». “Бидаят ва Нихаят” том 14 стр.143.
Ибн Касир пишет описывая события 707 года и разбирательств вокруг Ибн Теймии, указывая на причины этого: “Все это происходило с Шейхом, по указанию Насра аль-Манбаджи [ненавидевший Шейха, за его выступления против ереси Ибн Араби и новшеств в религии: мое пояснение], и его влияния в стране, так как он захватил разум аль-Джашанкира (Бибарса), который получил в последующем абсолютную власть в стране, а покоренный Султан был с ним”.
Книга “Рад аль-Вафир” стр. 236-238, Издательство “Мактаб аль-Ислами” Бейрут 2004 г.
Имам, Хафиз, Мухаддис, выдающийся историк и библиограф. Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман аз-Захаби аш-Шафии (673-748 г.) . Учился фикху у Ибн Замалкани, Бурхан ад-дина аль-Фаззари. Он был учителем Тажуд-дина ас-Субки. Некоторые личности по сей день пытаются закрепить за ним слова в якобы принадлежащей его перу посланию под названием “Золотые советы”, где высказаны откровенные ругательства в сторону Ибн Теймийи, и отсутствует даже малая доля порядочных норм поведения [Адаба]. Всем известны десятки работ Имама аз-Захаби, где он высказывался о своем Шейхе Ибн Теймийе, и большинство из них были написаны, уже после того как с ним стали происxодить постоянные разбирательства и преследование со стороны завистников в судебных структурах власти [Кадзиев]; это книги “Сияр”, “Тазкират аль-Хуффаз”, “Загаль аль-Ильм” и другие, где он безмерно хвалит своего Шейха, и указывает на непричастность его к наговорам завистников. И десятка этих свидетельств достаточно, чтоб понять его отношение к Шейх аль-Исламу Ибн Теймийе. Аз-Захаби говорит в книге “Тазкират аль-Хуффаз”: “Ибн Теймийя, Шейх, Имам, Величайший Учёный, Хафиз, Критик, Факих, Муджтахид, Искуснейший Муфассир (толкователь Корана), Шейх уль-Ислам, апологет аскетизма, редчайший в своё время,…,из величайший Храбрецов, и щедрец, отзывались с похвалой о нём, согласные с ним и противоречащие ему,…я не видел таких как он”.
Приводит аз-Захаби в “Сияр”, а также Ибн Насыр ад-дин ад-Дамашки в “Рад аль-Вафир”, стр.100.
К’адзий К’удат [Главный судья], Бахауддин, Мухаммад ибн ‘Абд аль-Барр ибн Яхья, Абу аль-Бакьа, ас-Субки, аш-Шафии. Родился в 707 г. А умер в 777 г.
Книга “Рад аль-Вафир” стр.97.
‘Абдуррахман ибн аль-Камаль, Абу Бакр ибн Мухаммад ас-Суюти аш-Шафии. Известный ученый, автор многих полезных книг, соавтор Тафсира “Джалалайн”, который он завершил после начинания Джалалуддина аль-Махалли аш-Шафии. Родился в 849 г., и умер в 911 г.
Читайте у Джалялуд-дина ас-Суюти аш-Шафии в “Табакьат аль-Хуффаз” стр. 516-517. Издательство “Мактаба Вахба” Каир 1393 г.
Имам, выдающийся ученый, Шейх Мекки в свое время. Известнейший ученик Ибн Хаджара Хайтами аш-Шафии. Автор множества полезнейший книг. Умер в 1014 г.
Книга “Миркьатуль мафатих шарх аль-Масобих” 8/217. Издательство “Дар Кутуб ‘Ильмия” Бейрут 1422 г.
Известный Иракский ученый, автор многих полезных книг. Сын Имама, Муфассира, Махмуда Афанди аль-Алуси. Родился 1252, умер в 1317 г.
Книга “Джала аль-‘Айнейн”, стр. 35.
Книга Ибн Каийима Джавзии.
Книга “Джала аль-‘Айнейн”, стр. 62.
Выдающийся Ученый, толкователь Корана, Имам, Муфтий, Шихаб ад-дин, Саийид Махмуд Афанди аль-Алуси аш-Шафии аль-Багдади. Автор многих книг, и Тафсира “Рух аль-Ма’ани”. Родился в 1217 г, а умер в 1270 г. Был общепризнанным ученым в Исламской Умме. Читайте о нем в книгах “A’лям аль-‘Ирак” стр.21-43; “Му’джам аль-муаллифин” 12/175; и др.
Книга “Джала аль-‘Айнейн”, стр. 408.
Приводит Имам Ахмад 2/80. Хадис достоверный.