Перевешивание Учёных!
Был спрошен Шейх-уль-Ислам ибн Теймия ( да смилуется над ним Аллах) о преимуществе шейха Абдель Кадыра над другими шейхами, а также о преимуществе имама Ахмада над другими имамами. Является ли это достоверным?
Шейх-уль-Ислам ответил:
Что касается перевешивания некоторых имамов и шейхов над другими, как например кто-то перевешивает своего имама, по мазхабу которого он изучил фикх. Или перевешивает своего шейха, за которым он следует помимо других, как тот, кто предпочитает шейха Абдуль Кадыра или шейха Аба мадина или имама Ахмада, или других. Это раздел, в котором большинство людей говорят на основе предположений и страстей, не зная истинных степеней имамов и шейхов, не желая следовать за абсолютной истиной. Однако каждый человек, его душа страстно желает перевесить того, за кем он следует, и он перевешивает на основе своих предположений, даже если у него нет на это доказательств. И это приводит иногда даже к сраженьям и разделению. Всё это запрещено Аллахом и Его Посланником.
Поэтому то, что зашло в этот раздел из фанатизма, разделения, разногласия и разговоров без знаний, всё это должно быть запрещено. Так как никто не имеет права входить в то, что запретил Аллах и Его Посланник.
Если же кому - то кажется что тот или иной имам или шейх обладает дополнительным преимуществом, то это вопрос ижтихада. Тот кто думает о преимуществе следования за имамом Аш-Шафии - не должен порицать того кто решил следовать за имамом Маликом. Тот, кто решил следовать за имамом Ахмадом - не должен порицать следующего за имамом Аш-Шафии и.т.д.
И никто в Исламе не может ответить мусульманам общим ответом : Фулян лучше, чем фулян, и у него примется этот ответ.
Известно, что каждая группа возносит преимущество своего имама над другими, поэтому они не принимают ответов других имамов, если они противоречат их мнению. Также как тот, кто перевешивает мнение или действие и не принимает мнение того, кто даёт фетву в противоположность этому. Однако если человек подражает кому то, то пусть подражает тому, кто как ему кажется ближе к истине. Однако он не должен следовать за страстями и не должен говорить без знаний. Сказал Всевышний Аллах : Вы те, которые спорят о том, о чём у вас есть знание почему же вы спорите о том, о чём у вас нет знания? (Аль Имран, 66)
- Они спорят об истине после того как им стало ясно. (Аль Анфаль, 6)
См. Мажмуа Альфатауа20\291\293
История повторяется. То, о чём говорит Шейх-уль-Ислам, к большому сожалению как чума распространилось среди относящих себя к «требующим знания». Ты находишь активных из них, придумывающих эталоны и правила, на достоверность которых не указал ни Коран, ни Сунна, ни Иджма. Затем, этими эталонами начинается измерение людей: Этот - аляму аррабани, а этот - просто алим, поэтому если среди них есть разногласия, то слово – слово аляму аррабани. Этот кабир, а тот сагир. Это алим, а этот просто маленький требующий знание. Этот алим, а этот просто призывающий.
Это не значит что нет имамов, в которых нет сомнения, что они действительно имамы или нет начинающих требование знания, однако какое это имеет значение в отдельно взятом вопросе?
Затем в большинстве случаев эти титулы даются на основании страстей , а не знаний. Ты находишь студента вчера научившегося читать Коран, который уже начинает взвешивать людей: Этот кабир, а этот сагир. Этот знает имена передатчиков хадисов, значит большой муфтий. Так как каждый мухаддис - факих и не каждый факих - мухаддис. Этот ругает всех подряд, значит у него правильный манхиж . Если сказал Фулян, то всё остальное заранее неправильно. Ученые – фулян фулян фулян и фулян. Все остальные - просто требующие знания. Этот алим, а этот нет, у этого большие знания, а у этого маленькие, это мнение сильное, а это слабое, это правильно по манхажу, а это нет.
И подобные этому выражения исходящие от человека повторяющего чьи - то оценки без того чтобы он сам пришёл к этому пониманию на основе знаний. Цель которых отбрасывание всего того , что противоречит его мазхабу. Взвешивание мнения, именами и титулами. Нет сомнения, что всё это ведёт к вражде и оставлению следования доказательствам, формированию новых мазхабов, чьи сторонники фанатично следуют за своими имамами, сражениям именами и побиванию одних слов учёных другими.
Поэтому решение этому то, о чём упомянул Шейх-уль-Ислам : если кто то, посчитал кого то более близким к истине, то пусть следует за ним. Однако его личный ижтихад никого ничем не обязывает. Кто хочет о чём-то говорить, что-то взвешивать, то пусть делает это доказательствами, а не громкими именами. Так как подобные действия не исходят кроме как от тупого фанатика ещё не почувствовавшего запах следования доказательствам, а не именам.
И ни чьи слова сами по себе не являются аргументом кроме слов Аллаха и Его Посланника.
Говорит Шейху-ль -Ислам( да смилуется над ним Аллах):
«Никто не имеет права аргументировать чьим то мнением в спорных вопросах. Так как аргумент лишь Коран, Сунна и Иджма и доказательства извлеченные из них , чьи предпосылки подтверждены шариатскими доказательствами, а не словами учёных. Так как слова учёных, их правота аргументируется шариатскими доказательствами, а не их словами аргументируется достоверность шариатских доказательств.
Тот кто воспитался в определённом мазхабе, к которому привык, он убеждён в правильности того, что в нем, но не умеет работать с шариатскими доказательствам, не знает разногласий учёных, не различает то, с чем пришёл Посланник и что приняла вся Умма, и то что сказали некоторые учёные, но очень трудно или невозможно найти доказательство их словам. Тот, кто не различает между этим и этим – этот человек не может говорить о знании словами учёных, так как он лишь подражающий, просто передающий слова других.»
см.Мажмуа аль фатауа .26\202
Поэтому, если кто то берётся кому то делать опровержение в том или ином вопросе, то пусть говорит доказательствами, а не именами и личными мнениями, не подкреплёнными Кораном, Сунной или Иджма. И не надо выражений типа: смотрите, как он посчитал этот подход неправильным, а его использовал фулян и фулян!
Ведь истина не познаётся людьми.
Говорит Шейху-ль- Ислам( да смилуется над ним Аллах): «Если человек
следует за Абу Ханифа , Маликом, Аш-Шафии или Ахмадом, и увидел что в некоторых вопросах , мазхаб другого имама сильнее и последовал за этим мнением , то он сделал отличную вещь и это никак не вредит его религии и праведности без разногласия в этом . Более того, он более достоин истины и является более любимым для Аллаха и Его Посланника, чем тот, кто фанатично следует за кем то одним, помимо Посланника Аллаха. Как тот, кто фанатично следует за Маликом или Аш-Шафии или Ахмадом или Абу Ханифа и считает, что мнение этого определённого и есть истина, за которой нужно следовать помимо мнения имама, который ему противоречит. Тот, кто это сделает, будет невеждой и заблудшим. Более того, он может быть неверным. Так если он стал убеждённым в том, что все люди должны следовать какому то определённому имаму кроме других имамов, то у него потребуется покаяние и если он не покается, то его нужно убить».
см.Мажмуа аль Фатауа 22\248.
Говорит имам Аль-Газзали ( да смилуется над ним Аллах ): «Это привычка умственно слабых – узнавать истину по людям, а не людей по истине».
см.Альманфаз минаддаляля.111
Говорит имам ибн Кайим (да смилуется над ним Аллах) : «Взятие слова какого- то человека на положении шариатских текстов и не обращение внимания на слова других, более того не обращение внимания на шариатские тексты, кроме как если они совпали с мнением этого человека - клянусь Аллахом это запрещено в религии Аллаха по единогласному мнению Уммы».
см.Иляму муакиин.2\236
Говорит имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) : «Единодушно согласились все мусульмане на том, что если для кого-то стала ясна Сунна, то он не имеет права оставить её из-за мнения одного из людей».
см.Иляму маукиин.1\7
И опять история повторяется. Всё о чём говорят эти имамы мы видим в наши дни. Некоторые выбирают 3, 4 шейхов, делают их мнения, чуть ли не Иджма, которому никто не может противоречить. Противоречащий обвиняется в неуважении ученых, их называют хауарижами, хизбистами и т.д. Хотя эти вопросы из раздела ижтихада и всё там возвращается к доказательствам, а не к именам.
Поэтому в заключение хотелось бы пожелать тому, кто хочет опровергнуть, чью-то работу: Не надо аргументировать слабость того мнения, на которое делается опровержение, громкими именами, числом, личным мнением, резким стилем , отсутствием красноречия Льва Толстого в какой то работе, отдельными фразами не имеющих отношения к сути вопроса. Однако пожалуйста, приводите доказательства из Корана, Сунны или Иджма, выведенные на основе правил установленных учёными для этого, и не надо аргументировать личными мнениями фуляна или фуляна если нет подтверждения их словам, играть на чувствах восклицая: да кто он такой, чтобы называть что то слабым когда фулян назвал это сильным? Разве фулян этого не знал, а он узнал? И прочие вещи, которые не выходят кроме как из умственно отсталых фанатиков, как об этом сказал имам Аль Газзали. И если кому то не нравится чей то резкий стиль, то пусть это будет назиданием в дальнейшем для тех, кто берется, кого-то осуждать, не думая о последствиях. Сказал ибн Хазм (да смилуется над ним Аллах): « Кто хочет справедливости пусть представит себя на месте своего противника, в этом случае ему будет видно лицо его несправедливости».
См.АпьАхляк уа Сияр.18
Абдулла Абу Абдуррахман.
و صلى الله على رسوله وعلى آله و سلم