Разработано д. Х.Х Шахата
Профессором университета Аль-Азхар
Членом всемирной организации по изучению и разрешению правовых вопросов, возникающих вокруг Закята.
Авторизованный перевод
Ибрагима Теси Чеченского.
(Издание второе, дополненное, проверенное).
Аяты из священного Корана и изречения Пророка об
обязательности Закята:
Аллах (Свят Он и Велик) сказал:
«Бери из имущества их милостыню, чтобы очистить их и снять с них грехи их. Молись за них, ибо молитвы твои дадут им покой. Аллах слышит и знает все».
Ат-тавба: 103
«Объяви тяжкое наказание тем, которые копят золото и серебро и не тратят их на пути Аллаха»
Ат-тавба: 34
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), отправляя Муаза в Йемен, говорил ему:
«………и доведи до них, что Аллах обязал их платить закят (милостыню), которая берется у богатых и возвращается бедным………». Передали Бухарий и Муслим.
«Как только они отказывались платить закят, Аллах отказывал им в ниспослании дождя, и если бы не животные, они бы лишились дождя навсегда». Передал Ибн Маджа.
Введение
Закят – обязательное предписание Ислама, один из его столпов, выражение покорности и поклонения Всевышнему Аллаху, основа социальной солидарности, база экономического развития и один из источников финансирования жизненно необходимых сфер существования исламской уммы.
В связи с тем, что появились совершенно новые виды капиталовложений и технологий предпринимательской деятельности, которые не имели места быть в период становления исламской государственности, необходимо подробно изучить и переосмыслить, как в создавшемся положении, правильно и адекватно сформулировать определение Закята и осуществить его расчет.
В подобном определении нуждаются такие актуальные виды деятельностей как: инвестиции в виде акций; векселя, чеки; банковские сберегательные счета; облигации; производственные инвестиции; инвестиции в недвижимость, в фермерство, в добычу меда, в ловлю рыбы, в скотоводство, в добычу молочных продуктов; инвестиции в сферу медицины, образования, информации и т.п.
Поэтому считаем в этой книге уместным подвергнуть к изучению и изложению вопросы, касающихся условий расчета и извлечения Закята с этих видов деятельности.
Разделы книги
Данная работа состоит из четырех основных разделов:
• Определения юридическо-правовых положений Закята (нормы Закята)
• Схемы и методы расчета Закята с капитала и различного рода предприятий (расчет Закята)
• Форма раздачи и распределения Закята по установленному Шариатом принципу закято-распределения в соответствии с современной практикой (категории объектов закято-распределения, раздачи).
• Форма расчета Закят Аль-Фитр.
В конце этой книги мы привели некоторые интересующие людей вопросы и ответы относительно норм расчета Закята (актуальные вопросы вокруг Закята).
В процессе разработки этого материала мы основывались на наиболее выдающиеся и авторитетные мнения ученых-правоведов и на фетвы, изданных правовой академией и всемирной организацией по изучению и разрешению правовых вопросов, возникающих вокруг Закята.
Мы приложили все усилия на упрощение и доходчивое изложение этой книги, чтобы все без исключения мусульмане могли пользоваться его благами.
Мы молим Аллаха, чтобы Он направил наши намерения и сделал их чистыми.
О, Аллах прими от нас! Воистину, Ты слышащий, знающий.
Прими наше покаяние! Воистину, Ты прощающий, милосердный.
Автор д.Хусайн Шахата
Профессор при университет Аь-Азхар
Зуль-киада 1423 г.
Январь 2003 г.
Первый Раздел
Правовая норма Закята
(1 – 1) – Значение и смысл Закята.
Закят – это акт очищения, освящения и благоустройства своего имущества.
Всевышний Аллах сказал: «Бери из имущества их милостыню, чтобы очистить их и снять с них грехи их. И молись за них, ибо молитвы твои дадут им покой. Аллах Слышащий, Знающий». Ат-тавба:103.
Закят с юридической точки зрения определяется, как извлечения определенной части из своего имущества в пользу тех, кто его заслуживает, в знак поклонения и смирения перед Аллахом. Также как Закят – это и очищения души, имущества и общества.
В некоторых случаях его называют милостыней. Закят – это милостыня, но не всякая милостыня это Закят, так как Закят – это нормативно обязательная милостыня.
Закят принято подразделять на два вида:
• Закят с имущества: он извлекается с имущества в соответствии условиям его предписания.
• Закят Аль-Фитр: это обязательная форма Закята, предписанная в месяце Рамадан. Иногда его называют Закят Аль-абдан (Закят с каждого человека) или Садака Аль-Фитр (милостыня в день разговенья).
(1– 2) –Правовая норма и мудрость Закята.
Закят – обязательное предписание, установленное и закрепленное Кораном и Сунной, и подтвержденное (на основе общего согласия) консенсусом ученых-правоведов.
Подтверждением из Корана, что Закят это обязательное предписание, являются слова Всевышнего Аллаха: «Бери из имущества их милостыню (Закят), чтобы очистить их и снять с них грехи их. Молись за них, ибо молитвы твои дадут им покой. Аллах слышит и знает все». Ат-тавба: 103
«Поистине, Садака (закят) только для бедных, нуждающихся и тех, кто этим (сбором Закята) занят, и тех, чьи сердца надо привлечь, и для освобождения рабов и должников, и для дела (Джихада) Аллаха, и для путников. Так велик Аллах, а Аллах – всезнающий, мудрый». Сура Ат-Тавба: 60
«Объяви тяжкое наказание тем, которые копят золото и серебро и не тратят их на пути Аллаха». Ат-тавба: 34
Подтверждением из Сунны Посланника являются его слова, сказанные им Муазу, отправляя его в Йемен наставником и наместником:
«и доведи до них, что Аллах обязал их платить закят, которая взимается с богатых и возвращается бедным». Передал Ахмад.
Исламские ученые-правоведы всей эпохи (ранней и поздней) без исключения подтвердили обязательность предписания Закята.
Закят является одним из столпов Ислама, и поэтому, каждый, кто принимает Ислам, обязан засвидетельствовать об его обязательности.
Всевышний Аллах говорит: «Но если они раскаются, станут исполнять молитву и давать закят, то оставьте их в покое». Ат-Тавба: 5.
«Горе тем, которые придают Ему сотоварищей; которые не подают закят». Фуссилат: 6-7.
Посланник Аллаха говорит: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельствования, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед его посланник; совершение молитвы (намаза); исполнения закята; соблюдение поста; совершение хаджа, если ему позволяют возможности». Хадис Согласованный.
Закят – это неотъемлемое право бедных и неимущих, которое они заслуживают согласно словам Аллаха: « и тех, в имуществе которых есть доля. Для просящего и бедного». Мааридж: 24,25.
Также Закят является обязательным долгом богатых перед бедными и неимущими. Закят не входит в категорию добровольной милостыни и не является подачкой или любезностью со стороны богатых по отношению к бедным. Так как богатые получают награду от Аллаха и заслуживают Его благосклонность за счет того, что они (во исполнения своих обязательств перед Аллахом) выплачивают Закят бедным и неимущим.
Ученые-правоведы, так же как и ученые других областей науки, много высказывались по поводу того, какую мудрость составляет Закят, и какую пользу он приносит мусульманам? Обобщенно эти высказывания сводятся к таким определениям мудростей Закята, как: духовное и нравственное воспитание, гарантия социального обеспечения, участие в развитие экономики и сохранения политической добродетели между мусульманами.
Для более подробного ознакомления с данной тематикой можно обратиться к первой части работы «фик’х аз-Закят-нармы закята» д. Юсуфа аль-Кардавия и к первому разделу нашей работы «современная практика закята».
(1 – 3) – Общие положения Закята.
Общие положения Закята с имущества, регулируются совокупностью определенных норм, принятых и сформулированных на базе принципов исламского права и правосознания.
Вот наиболее значимые из этих норм:
Закят - это обязательное предписание наравне с Намазом, которое приводится вместе с ним в более чем 83 местах Священного Корана.
Посланник Аллаха говорит: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельствования, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед его посланник; совершение молитвы (намаза); исполнения закята; соблюдение поста; совершение хаджа, если ему позволяют возможности». Согласованный.
Закят – вид поклонение, проявляющийся в виде уплаты (в пользу бедных) части своего имущества, с которым мусульманин ищет себе благосклонность Аллаха и изъявляет Ему свое восхваление за Его щедрость и пропитание. И поэтому, выплачивая Закят, следует воспроизвести чистое намерение и уплатить Закят с выражением искренней покорности Аллаху.
Закят – это извлечение и выплата определенной части с определенного вида имущества.
Всевышний Аллах говорит: « и тех, в имуществе которых есть доля. Для просящего и бедного». Мааридж: 24,25.
И поэтому, Закят не является милостыней, подачкой или любезностью со стороны богатых по отношению к бедным.
Ученые-правоведы в понятной форме установили обобщенные юридические принципы и определенные правовые рамки, четко формирующие порядок и систему правильной и квалифицированной выплаты Закята.
Закят – ежегодно обязательное предписание, выплата которого осуществляется по истечению годичного срока, т.е. раз на конец каждого года, за исключением Закята с сельскохозяйственной продукции (урожая посевных и фруктов) и найденного клада, драгоценных металлов и камней.
Закят имеет конкретные категории объектов, – по которым следует его распределять, раздавать и расходовать, - которые получили свое нормативное закрепления в словах Аллаха: «Поистине, Садака (закят) только для бедных, нуждающихся и тех, кто этим занят, и тех, чьи сердца надо привлечь, и для освобождения рабов и должников, и для дела Аллаха, и для путников. Так велик Аллах, а Аллах – всезнающий, мудрый». Сура Ат-Тавба: 60.
Закят – безотлагательное предписание, которое не подлежит откладыванию или отсрочиванию. Так как Закят это долг мусульманина пред Аллахом, и если даже он умрет, не выплатив его в срок, необходимо чтобы его наследники (до его погребения) погасили Закят за счет его наследства, перед тем, как оно будет распределено между наследниками.
Закят – не имеет двойного действия (силы), т.е. не выплачивается дважды за один год (или срок) с одного и того же имущества.
Недопустимы ухищрения или уловки, пытаясь избежать выплаты Закята. Потому что Закят, в первую очередь, вид поклонения, необходимым элементом которого является чистое намерение и неподдельная преданность.
Посланник Аллаха сказал: « Кто выплатит его в надежде на воздаяние, тот будет вознагражден Аллахом, а кто откажется от его выплаты, не желая поступиться своим имуществом, с того мы взыщем причитающийся с него закят и половину (или часть) его имущества в придачу, - во славу и во имя исполнения воли Аллаха. И ничто из Закята не полагается Мухаммаду и Его семье».
Передал Ахмад.
(1 – 4) – Осознания важности выплаты Закята.
Аллах предписал Закят в виде обязательного поклонения. Поэтому Посланник Аллаха считал своим обязательным долгом доведения до сознания людей и внедрения в личную жизнь каждого мусульманина принципов обязательного Закята. Он вдохнул жизнь в исполнения духа и буквы этих предписаний, будучи убежденным, что выплата Закята является необходимым и полезным делом каждому отдельному человеку, целому обществу и всей исламской умме.
В следующих пунктах мы постараемся показать насколько Закят необходим людям:
Закят – проявления покорности и признательности Аллаху за Его дарования и щедрость.
Закят – средство исцеления сердец от недугов алчности и эгоистичного следования за земными благами, также как он является, как мы уже говорили, одним из способов очищения души от плотских влечений.
Закят – предупреждает скупость, алчность и ненависть.
Закят – испытывает мусульманина в самопожертвовании и пожертвовании своего имущества во имя Аллаха.
Закят – обеспечивает социальную солидарность и отгораживает общество от нравственного, социального, экономического и политического разложения.
Закят – ускоряет экономический рост.
Закят – гарантирует политическую стабильность и достойное существование мусульманам.
Уклонение от исполнения предписания Закята чревато тем, что уклоняющийся будет гореть в Аду, а его имущество будет гореть вместе с ним, усиливая ему пламя огня.
Подтверждением этому являются слова Аллаха: «Объяви тяжкое наказание тем, кто собирает золото и серебро, и не тратят их на пути Аллаха, в день, когда будет зажжен огонь ада, расплавленным золотом и серебром будут выжжены знаки на их лбу, боках и спине. Им скажут: вот то, что вы припасли для себя. Вкусите от нажитого вами». Ат-Тавба:34-35 .
Также слова Посланника: «Владельцу золота и серебра, который не выплачивал с них закят, в день суда устроят слои из огня, в нем оно будет раскалено, и им будут заклеймены его бок, лоб и спина. Каждый раз, когда оно остынет, оно будет раскалено заново,- и это буде длиться так долго, что один день его будет равен 50000 годам, пока не свершится суд над рабами, и пока он окончательно не уяснит свой исход – в Рай или в Ад».
Передали аль-Бухарий и Муслим.
(1 – 5) – Юридическая ответственность и предъявляемые санкции против тех, кто отрицает предписания Закята или отказываются от его выплаты.
Тот, кто отказывается признать Закят как обязательное предписание, автоматически исключает себя из рядов приверженцев Ислама, так как этим он пренебрег заведомо известными положениями Ислама как религии. Изложенное определение подтверждается словами Аллаха: «…горе многобожникам, которые не вносят закят и не веруют в будущую жизнь». Фуссилат: 6-7.
Тот, кто признает Закят, как обязательное предписание, однако отказывается его выплачивать, не выходит за рамки Ислама, – оставаясь быть мусульманином, он становится грешником, в юридической практике его характеризуют, как мусульманин-грешник.
Правитель, в свою очередь, обязан реагировать на нарушение норм Закята и предъявлять санкции против неплательщиков, сопряженные с определенными наказаниями. Этот тезис подтверждается словами Посланника: « Кто выплатит его в надежде на воздаяние, тот будет вознагражден Аллахом, а кто откажется от его выплаты, не желая поступиться своим имуществом, с того мы взыщем причитающийся с него закят и половину (или часть) его имущества в придачу, - во славу и во имя исполнения воли Аллаха. И ничто из Закята не полагается Мухаммаду и Его семье».
Передал Ахмад.
Халиф Абу Бакр объявлял войну тем, кто отказывался платить Закят. Он говорил: « если бы они отказали мне даже в козленке, которого они отдавали в качестве Закята Посланнику, я сражался бы с ними за это».
Сбор и распределения Закята является ответственностью и обязанностью правителя, что подтверждается словами Аллаха: « Те, которые, если Мы упрочим их на земле, будут соблюдать Молитву и платить Закят, призывать к добру и воспрещать зло. И конец всех дел пребывает у Аллаха». Хадж: 41.
(1 – 6) – Условия, которым должно соответствовать закято-облагаемое имущество.
Самые значимые из этих условий:
Имущество должно быть абсолютной собственностью закято-плательщика.
Имущество должно быть возрастающим или пригодным к возрастанию.
Имущество должно достигать определенного нисаба – кворума, который составляет стоимость 85 гр. золота.
Имущество должно превышать основные нужды закято-плательщика, также превышать расходы на содержание его семьи и тех, кто находится на его иждивении. Расходы должны быть в меру принятого обычая. Не желательно чрезмерное расточительство и роскошь.
Имущество должно быть свободным от долгов, также должны быть отчислены безотлагательные долги.
Имущество должно оставаться в собственности закято-плательщика в течение целого года с того момента, как оно достигнет нисаба, за исключением сельскохозяйственной продукции и обнаруженного клада и драгоценных металлов.
Имущество должно быть непререкаемо чистым и добыто дозволенным Аллахом путем, так как Аллах чист и принимает только чистое. Потому что имущество, добытое неверным путем, теряет условие законности владения им.
Виды имущества, которые облагаются Закятом:
Денежные ценности, финансовые инвестиции, драгоценности для продажи, благополучные кредиты, прибыльное имущество.
Имущество, отложенное на торговую или производственную деятельность и т.п.
Урожай с земли – посевных и садоводства и т.п.
Скот – домашние животные, верблюды и т.п.
Доход от собственности, инвестируемого в сферу предоставления услуг.
Заработная плата и доход от свободных профессий.
Находка клада, драгоценных металлов и камней.
(1 – 7) – Имущество, которое не облагается Закятом.
Ученые выделяют несколько видов имущества, которые не облагаются Закятом в силу того, что они не отвечают условиям закято-обложения. К подобному имуществу относятся:
Имущество, используемое на личные потребительские расходы.
Они включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования (дом, автомобили, холодильники, видеомагнитофоны, книги и т.п.). На товары текущего потребления (одежду, хлеб, молоко и пр.), а также потребительские расходы на услуги (врачей, юристов, учителей и т.п.).
Имущество устойчивой собственности (стабильного владения), используемое на предоставления услуг бизнесменам, производителям и т.п. Оно включает недвижимую собственность (землю, сооружения), а также движимую собственность (станки, машины, аппаратуру и другие орудия производства). Оно также называется имуществом устойчивой собственности для эксплуатации и предоставления услуг.
Безвозвратные кредиты, получить обратно которых уже не осталось надежд.
Имущество, приобретенное незаконным, нечестным путем.
Порочное имущество. Аллах чист и принимает только чистое.
Арестованное имущество или имущество, ограниченное в пользовании. Этот вид имущества облагается Закятом только тогда, когда появится возможность распоряжаться им. Расчет Закята должен осуществляться только за один финансовый год. Это мнение большинства ученых.
Имущество, поглощенное долгами, или имущество, не достигающее нисаба, после вычета долговых обязательств.
Имущество, вообще не достигающее нисаба. Минимальная величина нисаба зависит от вида закято-облагаемого имущества.
Реликвии и художественные произведения, не предназначающиеся к продаже и не приносящие прибыль, с условием, что владение ими не переходит границы дозволенной роскоши и расточительства.
Остаток приданого или отсроченное придание. Так как оно приобретает силу имущества ограниченного в пользовании. Оно подлежит к Закяту за один год, как только женщина получит ее на руки. Это мнение большинства ученых.
Драгоценности, использующиеся в качестве украшений, но в приделах принятого обычая. Если они превосходят предел принятого обычая, с них причитается Закят в размере 2,5% по истечению каждого года. Это мнение получило предпочтение многих ученых.
Имущество благотворительных, общественных организаций, ассоциаций исламской пропаганды. Так как сферы расходов этих организаций являются одними из категорий объектов распределения Закята.
Общественное имущество или имущество, зарезервированное на общественные нужды.
Имущество школ по изучению Корана, имущество комитетов по Закяту, по науке и образованию. Потому что они сами входят в число категорий, заслуживающих Закят.
(1 – 7) – Виды Закята.
Большинство ученых ранней и поздней эпохи обусловили, что Закят с имущества является имущественным обязательством, которое должно строго соответствовать вышеуказанным условиям.
Подтверждением этому являются слова Аллаха: «О вы, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что извели Мы вам из земли». Бакара: 267.
Закят не ограничивается теми видами имущества, с которых он выплачивался во времена Посланника и в эпоху расцвета исламского государства. В те времена это имущество представляло собой золото, серебро, торговая деятельность, урожай с посевов и садов, скот и найденный клад.
Однако под нормы закята-обложения подпадает любое имущество, которое отвечает условиям, установленным учеными-правоведами.
Современные ученые подразделяют имущество и доходы, которые подлежат к закято-обложению, на следующие виды:
• Имущество, которое облагается Закятом вместе с полученным от нее доходом. Подобно капиталу, инвестируемого в торговлю, в промышленность, ценным бумагам, финансовым инвестициям и т.п.
• Имущество, которое само по себе подлежит к закято-обложению. Как, например, клад, урожай с посевов и фрукты, доходное имущество.
• Заработная плата и доходы от свободных профессий.
Второй раздел
Методы расчета Закята с приложением практических образцов
(2 – 1) – Шаги к исчислению Закята.
Необходимо определить срок и дату расчета и выплаты Закята. Каждый мусульманин закято-плательщик должен установить для себя годичный срок (по истечению которого, он будет обязан платить Закят) выплаты Закята на базе календаря исламской или христианской эры.
Необходимо определить вид имущество, с которого он должен будет платить Закят. Каждый мусульманин закято-плательщик должен четко знать, с какого имущества от него требуется платить Закят. Несомненно, это имущество должно отвечать требованиям вышеустановленных условий.
Необходимо установить безотлагательные и краткосрочные (с условием, что срок уплаты долга не должен превышать более чем одного года) обязательства (долги и т.п.) которые должны быть вычтены при расчете Закята.
Необходимо определить чистый объем или размер имущества, которое подлежит к закято-обложению, с учетом предыдущих параграфов.
Необходимо определить номинальный нисаб – кворум (минимальная величина, которого должно достигать имущество, для того, чтобы оно облагалось Закятом) каждого вида имущества по отдельности. Выплата Закята осуществляется только тогда, когда имущество достигнет нисаба.
Необходимо определить объем Закята (в процентном отношении), которое подлежит к выплате.
Необходимо осуществить расчет Закята, посредством умножения величины размера имущества на причитающийся от нее процент Закята.
(2 – 2) – Расчет Закята с золота и серебра.
Общие принципы осуществления расчета Закята с золота, серебра и денежных средств заключаются в следующих пунктах:
Золото, серебро и их заменители (денежные средства и т.п.) облагаются Закятом. Терминологически это форма закято-обложения называется: «Закят с денежной массы».
Виды денежных масс, подлежащих закято-обложению, представлены в следующем перечне:
• Слитки золота и серебра.
• Бумажные деньги.
• Деньги из золота и серебра.
• Акции или другие подтверждения инвестиционного вклада.
• Благополучные (на которые возлагают надежд, что они будут погашены) кредиты.
• Текущие счета в банках.
Если у закято-плательщика есть текущие (срочные) задолженности, их необходимо вычесть из закято-облагаемого имущества.
Объем имущества, которое подлежит закято-обложению, будет представлен итоговой суммой после вычета текущих долговых обязательств.
Итоговая сумма (чистая масса денежных средств) должна равняться установленному нисабу, который пропорционален цене 85 гр. чистого золота.
Объем, подлежащего к выплате Закята (за один год) с денежной массы, равен 2,5% от итоговой суммы по исламскому летоисчислению (хиджри) и 2,575% по григорианскому календарю.
Далее следует практическая схема расчета Закята с денежной массы.
Практические образцы расчетов Закята с денежной массы
Таблица расчетов Закята (по курсу доллара)
Перечень Сумма Итог
Виды закято-облагаемых денежных масс.
• Слиток золота
• Деньги из золота и серебра
• Бумаги, подтверждающие инвестиционный вклад
• Благополучные кредиты.
• Ценные банкноты:
- Доллары
- Стерлинги
- Гинеи
Общая сумма, которая подлежит к Закяту
Вычитаются:
• Текущие обязательства
• Безотлагательные долги
Общая сумма вычетов
Итоговая сумма, подлежащая к закяту
2000
2000
1750
750
2000
1500
1500
14000
(6000)
8000
Объем нисаба Закята эквивалентен цене 85 гр. золота.
По курсу доллара 85 гр. золота составит 1700 $.
Как видно из итоговой суммы (8000 $), достиг нисаба.
Объем, подлежащего к выплате Закята, составляет 2,5% от итоговой суммы.
Итого: 8000 × 2,5% = 200 $.
Закят составил 200 $..
(2 – 3) – Расчет Закята с драгоценностей и приданого.
Нормы расчета Закята с женских драгоценностей.
Под драгоценностями подразумеваются украшения, используемые женщинами, состоящие из золота, серебра, жемчуга и из других драгоценных камней.
Имеются разногласия между учеными по поводу обложения женских украшений Закятом. Приверженцы мазхаба Ханафи утверждают, что драгоценности облагаются Закятом.
Приверженцы мазхаба Малика и Ханбала считают, что они не облагаются Закятом.
Приверженцы мазхаба Шафии считают, что драгоценности не облагаются Закятом, если они используются в приделах принятого обычая, а если они превышают этой нормы, с них нужно платить Закят за каждый год их владения в размере 2,5% по исламскому календарю и 2,575 по григорианскому календарю.
Практический образец для расчета Закята с драгоценностей.
Допустим, что у женщины имеются 500 гр. драгоценностей, а принятая обычаем норма в среднем составляет 200гр., где один грамм золота стоит 20 $.
Чистый вес драгоценностей, подлежащих к Закяту, составит 500 – 200 = 300 гр.
Объем подлежащего к выплате Закята составит 300 гр. × 20 $. × 2,5% = 150 $.
Нормы расчета Закята с приданого.
Под приданым подразумевается предварительно оговоренная сумма денег или объем имущества, которые должен уплатить муж жене с момента их бракосочетании.
Основу приданого мы находим в Коране: «…и назначайте женщинам добровольно их приданое». Ниса: 4.
Приданое является правом жены, за исключением того, что она сама (по собственной воли) отказалась от этого права (приданого).
Приданое бывает двух видов: подлежащее к выплате безотлагательно (срочное) и подлежащее к выплате стечением времени (отсроченное).
Безотлагательное приданое, выплачиваемое в денежной массе, облагается Закятом (аналогично Закяту с денежной массы), если истек целый год с тех пор, как жена или ее попечитель получили ее (приданое) на руки, с условием, что ее объем достигает нисаба.
А что касается отложенного приданого, она обретает характер арестованного имущества, и облагается Закятом только тогда, когда появится возможность распоряжаться ею. Полученное приданое прибавляется к остальному закято-облагаемому имуществу, и если оно в совокупности достигает нисаба, размер выплачиваемого Закята должен составлять 2,5%. Расчет Закята должен осуществляться на конец года. К такому мнению склоняется большинство ученых.
Резюмирую сказанное, можно утверждать, что отложенное приданое облагается Закятом, только в том случае, когда оно будет получено на руки и - только за один год с прибавлением ее к остальному имуществу. Это мнение, к которому склоняемся и мы.
(2 – 4) – Расчет Закята с финансовых инвестиций.
Общие положения расчета Закята с финансовых инвестиций представлены в следующих пунктах:
Под понятием, как финансовые инвестиции или капиталовложения, следует понимать инвестиции в виде акций, облигации, чеки, депозиты в банках, сберегательные книжки и т.п.
К этому виду деятельности уместно применить положения расчета Закята с денежной массы, которые мы изложили ранее.
Объем закята-облагаемого имущества будет представлять рыночная стоимость инвестиций по истечению года владения ими (на конец года) с вычетом текущих обязательств, если таковые имеются.
К закята-облагаемой массе прибавляется вся полученная прибыль, если она получена дозволенным Шариатом путем.
Если закята-облагаемое имущество в сумме достигает нисаба, который эквивалентен цене 85гр. золота, объем выплачиваемого Закята должен составлять 2,5% за каждый год.
Под нормы закято-обложения не подпадает прибыль, полученная в результате под-процентных инвестиций (ар-риба), потому что капиталовложение на условиях процентной ставки (ар-риба) является запрещенным, порочным занятием, а полученная от нее прибыль - неугодной Аллаху.
Расчет Закята с акций в инвестиционную и торговую деятельность будет осуществляться на основе их рыночной стоимости на момент наступления срока выплаты Закята. Если их стоимость не удалось установить в срок, то к их оценке необходимо подключить специалистов в этой области, для того, чтобы они определили их реальную стоимость.
Акции, приобретенные для владения на долгосрочной основе и не предназначенные для продажи или их дальнейшего инвестирования, не облагаются Закятом. Однако, по мнению некоторых ученых прибыль, получаемая от них, облагается Закятом в размере 10% аналогично нормам расчета Закята с сельскохозяйственной деятельности.
Расчет Закята с облигаций производится по их номинальной стоимости, а что касается прибыли ар-риба, полученной с них, то ее необходимо направить на благотворительные нужды, но не под предлогом раздачи милостыни или проявления какой либо любезности, так как эта прибыль имеет порочную окраску и необходимо смыть ее подобающим образом.
Чеки или расписки, подтверждающие вложение капитала в исламский банк, облагаются Закятом по их рыночной стоимости, включая доход, полученный с них, если он все еще не израсходован на основные нужды.
Расчет Закята с инвестиционных счетов в исламских банках осуществляется по их номинальной стоимости, включая в эту сумму и доход, полученный с них.
Расчет Закята с депозитов, находящихся в банках, осуществляющие свои операции под процентную ставку (ар-риба), осуществляется по их номинальной стоимости на конец года, однако необходимо избавиться от процентной прибыли, расходуя ее на благотворительные нужды.
Согласно положениям смешанного имущества, все вышеуказанные инвестиционные капиталовложения, включая остальные денежные массы, смешиваются воедино на конец финансового года, и производится расчет и выплата Закята за все вместе, (если они в совокупности достигают нисаба, который равен цене 85гр. золота), в размере 2,5% от общей суммы.
Далее следует практическая схема этого расчета.
Практические образцы расчетов закята с инвестиционных капиталовложений
Таблица расчетов закята
Перечень Сумма Итог
Виды закято-облагаемых инвестиций.
• Акции
• Чеки, расписки
• Бумаги, подтверждающие инвестиционный вклад
• Облигации
• Депозиты
• Сберегательные книжки
• Чистый, непорочный доход
Общая сумма, которая подлежит к Закяту
Вычитаются: текущие обязательства
• Безотлагательные долги
• Обязательства, подлежащие оплате
Общая сумма вычетов
Итоговая сумма, подлежащая к закяту
2500
2500
1500
500
2500
500
----
10000
(2000)
1500
500
8000
Объем нисаба Закята эквивалентен цене 85 гр. золота.
Объем, подлежащего к выплате Закята, составляет 2,5% от итоговой суммы.
Итого: 8000 × 2,5% = 200 $.
Закят составил 200 $.
(2 – 5) – Расчет Закята с коммерческой деятельности.
Общие положения расчета Закята с коммерческой деятельности представлены в следующих пунктах:
Коммерческая деятельность облагается Закятом, потому что она является одним из источников чистого и законного заработка.
Аллах говорит: «О, вы, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели». Бакара: 267.
Не облагается Закятом имущество устойчивой собственности. Оно включает в себе недвижимую собственность (землю, сооружения), а также движимую собственность (станки, машины, мебель, аппаратуру и другие орудия производства).
Торговец или бизнесмен должен установить для себя годичный срок для расчета и выплаты Закята, по истечению которого он должен будет оценить свой капитал вместе с товар, вычитывая обязательные к выплате текущие обязательства и краткосрочные долги.
Объем закято-облагаемого имущества составит остаток после вычета указанных обязательств.
Товар необходимо оценить по его оптовой рыночной стоимости, благополучные кредиты нужно оценить соразмерно надеждам их заполучения. Инвестиции необходимо оценить по их рыночной стоимости, банковские счета и бюджет по их ценовому балансу.
Если их объем составит нисаб (85гр. золота), то причитающийся с него Закят будет равен 2,5% от общей суммы.
Если торговая деятельность осуществляется на корпоративных (совместно) началах, то объем выплачиваемого Закята каждого из участников определяется размером его капитала в совместном предприятии.
Далее следует практическая схема расчета Закята с коммерческой деятельности.
Практические образцы расчетов Закята с коммерческой деятельности.
Таблица расчетов Закята
Перечень Сумма Итог
Виды закято-облагаемого имущества.
• Товар
• Заказы
• Должники
• Расписки
• Инвестиции
• Деньги в банках
• Наличные деньги в бюджете
Общая сумма, которая подлежит к Закяту
Вычитаются: Текущие обязательства
• Кредитодатели
• Поставщики
• Расписки, подлежащие к уплате
• Обязательства, подлежащие к погашению
Общая сумма вычетов
Итоговая сумма, подлежащая к закяту
50000
20000
10000
5000
5000
8000
2000
100000
(60000)
20000
20000
10000
10000
40000
Объем нисаба Закята эквивалентен цене 85 гр. золота.
По курсу доллара 85 гр. золота составит 1700 $.
Как видно из итоговой суммы, он достиг нисаба.
Объем, подлежащего к выплате Закята, составляет 2,5% от итоговой суммы
Итого: 40000 × 2,5% = 1000 $.
Закят составил 1000 долларов.
(2 – 6) – Расчет Закята с производительной деятельности.
Общие положения расчета Закята с производительной деятельности представлены в следующих пунктах:
Производительная деятельность облагается Закятом, так как она является одним из источников чистого и законного дохода.
К этому виду деятельности применяются общие положения расчета Закята с коммерческой деятельности по мнению большинства ученых. Некоторые ученые склонны подстраивать производительную деятельность под нормы расчета Закята с сельскохозяйственной деятельности.
Владелец предприятия, завода или фабрики должен на конец финансового года произвести оценку своего закято-облагаемого имущества, удерживая обязательные к выплате текущие обязательства и краткосрочные долги.
Объем закято-облагаемого имущества составляет остаток после вычета указанных обязательств.
Если объем продукции достигает нисаба (85гр. золота), то причитающийся с него Закят будет равен 2,5% от общей суммы.
Если предприятие или завод осуществляют свою деятельность на корпоративных началах, то объем выплачиваемого Закята каждого из участников определяется размером его капитала в совместном предприятии.
Далее следует практическая схема расчета Закята с производственной деятельности.
Практические образцы расчетов закята с производственной деятельности.
Таблица расчетов закята
Перечень Сумма Итог
Виды закято-облагаемого имущества.
• Производимая продукция
• Ожидаемая продукция
• Сырьевой запас
• Должники и расписки
• Аванс
• Залог
• Деньги в банках
• Наличные деньги в бюджете
Общая сумма, которая подлежит к Закяту
Вычитаются: текущие обязательства
• Отсрочки на перепродажу
• Банковский кредит
• Кредитодатели, расписки, подлежащие к уплате
• Дополнительные ассигнования на случай отказа от работы
• Обязательства, подлежащие к исполнению
Общая сумма вычетов
Итоговая сумма, подлежащая к закяту
3500
1500
1500
5000
250
500
1250
1500
15000
(7000)
2500
2000
1500
500
500
8000
Объем нисаба Закята эквивалентен цене 85 гр. золота.
По курсу доллара 85 гр. золота составит 1700 $.
Как видно из итоговой суммы, он достиг нисаба.
Объем, подлежащего к выплате Закята, составляет 2,5% от итоговой суммы
Итого: 8000 × 2,5% = 200 $.
Закят составил 200 долларов.
(2 – 7) – Расчет Закята со сделок, осуществляемых в сфере недвижимости.
(с инвестиционной деятельности в сфере недвижимости).
Общие положения расчета Закята со сделок, осуществляемых в сфере недвижимости, представлены в следующих пунктах:
Инвестиционные вложения в сферу недвижимости можно разделить на такие виды, как:
• Возведения жилья: этот вид деятельности облагается Закятом на основе норм расчета Закята с коммерческой и производственной деятельности.
• Вложения капитала в недвижимость: этот вид деятельности облагается Закятом на основе норм расчета Закята с коммерческой деятельности.
• Сдача в наем недвижимости: этот вид деятельности облагается Закятом на основе норм расчета Закята с приносящее доход недвижимое и движимое имущество устойчивой собственности.
• Приобретения недвижимости с целью превратить ее в инвестиционный товар: этот вид деятельности облагается Закятом на основе норм расчета Закята с коммерческой деятельности.
• Приобретения недвижимости для личного пользования: не облагается Закятом.
• Унаследованная недвижимость, которую трудно продать или эксплуатировать: не облагается Закятом.
• Заброшенные земли, которые не засеиваются и не используются в других целях: не облагаются Закятом.
(2 - 7 -1) – Расчет Закята с компаний, инвестирующих свой капитал в недвижимость.
Общие положения расчета Закята с компаний, инвестирующих свой капитал в недвижимость, представлены в следующих пунктах:
Под деятельностью «вложения компаниями капитала в недвижимость» понимаются следующие сделки: покупка и перепродажа земли вместе с построениями, которые находятся на ней, или покупка земли для перепродажи после ее застройки.
К расчету Закята с этого вида деятельности уместно применить нормы расчета Закята с коммерческой и производственной деятельности.
В сумму закято-облагаемого имущества входят: земля, построения и т.п., предназначающиеся для продажи; благополучные кредиты; деньги в банках или в бюджете. Удерживаются расходы на удовлетворения текущих обязательств и краткосрочных долгов.
К оценке подлежит земля и все прилагающиеся к ней построения. Оценка проводится по рыночной стоимости на момент наступления срока выплаты Закята аналогично оценке имущества коммерческой деятельности.
Полученная сумма сопоставляется с нисабом, который равен цене 85 гр. золота.
Если сумма достигла нисаба, объем подлежащего к выплате Закята составит 2,5% от суммы.
Если какое либо из видов деятельностей осуществляется на корпоративных началах, то объем, подлежащего к выплате Закята каждого из участников, определяется размером его капитала в совместном предприятии.
Далее следует практическая схема расчета Закята с инвестиций в недвижимость.