Разве может быть в Исламе хорошее нововведение?

Правило первое: Основа в поклонении - запрет, а в обычаях (или обычном) разрешённость!

Пришло от Аишы то, что Посланник Аллаха сказал: «То, что будет привнесено в наше дело (т.е. в религию), что не от неё, то это будет отвергнуто» Сахих Муслим 1718

Этот хадис указывает  на то, что нельзя привносить что-то в религию кроме как с далилем (доказательством). А что касается всего того что кроме поклонения то не запрещается, кроме как доказательством.

Говорит шейх аль-Ислям: «Действия поклонений, как в словах, так и в делах разделяются на два вида:

Первое: поклонение, с помощью которого исправляется (или делается правильной) религия людей. Второе: адат (обычаи или обычное), который необходим для этой жизни. И с изучением основ шариата мы поняли то, что поклонение, которое Аллах сделал ваджибом (обязательным) или которое любит, не утверждается кроме как Шариатом. А что касается адатов (или общих вещей), которыми живут люди в этой жизни, чтобы сделать ее полезной, то основа адатов - разрешённость. И здесь нет запрета, если не пришёл запрет от Аллаха. Потому что запрет и повеление это и есть Шариат Аллаха, и должно быть поклонение, чтобы было на это повеление. И если не утверждено Шариатом, что это повеление, то как можно судить о том, что что-то является поклонением?! И если не утверждено в Шариате, что такой-то адат (обычная вещь) запрещён, то как можно сказать, что это запрещено?! И из-за этого Ахмад и остальные из факихов мухадиссов говорили: «То, что основа поклонения -  таукыф (остановка, воздержание), т.е. мы не можем узаконивать, пока Аллах не узаконит что-то, а если не так, то подпадём под этот аят: «Или у них сотоварищи, которые узаконивают им то, что Аллах не узаконил» Шура 21. А в адатах основа - прощение, и ничто не запрещается, пока не запретит Аллах, а если не так, то подпадём под аят: «Скажи: «Что вы думаете об уделе, который ниспослал вам Аллах, часть которого вы объявили запретной, а часть - дозволенной» Йунус 59 Маджмуъ аль-Фатауа 16\29

Правило второе: Нет в Шариате хорошего нововведения т.к. каждое нововведение есть заблуждение!

Пришёл хадис от Иърбада бни Сария: то, что Посланник  Аллаха сказал: «Остерегайтесь мухдасатов (нововведений), так как каждый мухдасат (нововведение) - это бидъа (нововведение) и каждый бидъат - это заблуждение и каждое нововведение в огне». И этот хадис указывает на то, что нет в Шариате бидъа хасана (т.е. хорошего нововведения), но каждое нововведение есть заблуждение. И так же это поняли Сахаба как сказал Абдуллах бин Умар: «Каждое нововведение есть заблуждение, даже если люди будут думать, что это хорошее». Пришло у имама аль-Ляллякаи Шарх усль аль-Иътикод ахлю Сунна валь Джамаа 1\92 с достоверным иснадом.

И из этого же хадиса познаётся то, что некоторые учёные делят бидъат на 5 видов: ваджиб, мандуб, харам, макрух и мубах ( т.е. нововведение ваджиб или мандуб или харам или макрух или мубах). Разделение не достоверное из-за того, что хадис этому противоречит и так же это противоречит пониманию праведных предков.  Они считали, что каждое нововведение есть заблуждение, как это было приведено от Абдулла ибн Умара.

И тот, кто приводит довод на хорошее нововведение Хадисом: «Кто бы ни начал хорошее дело в Исламе (или хорошую сунну), получит свою награду и награду, равную таковой тех, кто последовал за ним до судного дня…»

То этот Хадис никак не может быть доводом для этого, т.к. хадис указывает на садака, которое было установлено в Шариате.

Пришло от Мунзира  ибн Джарира от отца (да будет доволен им Аллах), который сказал: "Однажды рано утром мы были с Посланником Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), когда несколько человек, почти нагие и босиком, с мечами на боку, пришли к нему. Большинство из них, если не все они, были из племени Мудар. Лицо Посланника изменилось, когда он увидел, насколько они бедны (т.е. он сильно расстроился). Он вошел в свой дом, затем вышел и приказал, чтобы Биляль возвестил призыв к молитве. Он возглавил людей в молитве, затем обратился к ним, прочитав:
    "O люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей (т.е. не разрывайте отношений родства)". (Ан-Ниса' 4:1).
    "...Бойтесь Aллaxa, и пусть душа посмотрит, что она уготовала раньше на завтра…". (Аль-Хашр 59:18).
    Затем он сказал: "Пусть человек даст милостыню из своих динаров, своих дирхамов, своей одежды, своей пшеницы или своих фиников, даже если это только половинка финика". Мужчина из ансаров принес сверток, который он мог едва нести в руке, затем пришел другой, и другой, пока там не стало две кучи денег, пищи и одежды. И я увидел лицо Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сияющее радостью. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Кто бы ни начал хорошее дело в Исламе (или хорошую сунну), получит свою награду и награду, равную той, что дали те, кто последовал за ним до судного дня, без умаления хоть на сколько-нибудь их награды. И кто бы ни начал дурное дело в Исламе, понесет бремя своего греха и бремя, равное бремени тех, кто последовал за ним, без умаления хоть на сколько-нибудь их бремени". Сахих Муслим 1017

Говорит имам Шатыби: «Разъяснил Посланник Аллаха когда сказал: "Кто бы ни начал хорошее дело (сунну) в Исламе»  и указало на то, что сунна здесь - это то, что сделал этот сахаба. А это дело, которое утверждено сунной и это садака. И выявилось то, что хорошая сунна не может быть бидъатом». Мувафакат 1\183

И так же тот, кто говорит о хорошем нововведение, приводит в качестве довода слова Умара, когда он посмотрел на собравшихся людей на одном имаме во время теравиха и сказал «Благое бидъа»

И ответ на это можно привести слова шейх аль-Исляма ибну Теймии: «Большее, что можно было сказать на то, что Умар назвал это дело бидъатом, что это название языковое, но не шариатское. Т.к. бидъат (нововведение)  в языке понятие общее, которое включает в себя все действия, которые не были сделаны до этого. А что касается бидъата шариатского, то это то, на что не указал далиль. И если пришёл текст от Посланника Аллаха на желательное дело или обязательное после его смерти, или было указано на что-то в общем, и не делалось это как после его смерти например книга садака, которое привёл Абу Бакр (т.е. с которым послал Анаса в Бахрейн). И если делалось что-то наподобие этого после смерти Посланника Аллаха, то правильнее называть такое бидъатом в языковом формате, потому что такое дело новое. Даже то, что  религия, с которой пришёл Посланник Аллаха, называется в языке мухдасам (новое). Как сказали посланцы курайшитов к Наджаши о сахабах Посланника Аллаха из мухаджиров в Эфиопию: «Эти вышли из религии своих отцов и не вошли в религию царя, и пришли с религией мухдас (новой) не известной». И потом то дело, на которое указал Куран и Сунна никак не может быть бидъатом в Шариате, даже если это называется бидъатом в языке» Иктида Сират аль-Мустакиым 2\589

Говорит ибн Раджаб: «А что касается того, что говорили саляф из хорошего о некоторых нововведениях, то это имеется ввиду в языковой форме, но не в шариатской» Джамиъ уълюм 233

И так же некоторые берут доводом на хорошее нововведение предание от ибн Масъуда: «Что посчитают мусульмане хорошим, то это у Аллаха хорошее» Ахмад 3600 и остальные.

И ответ на это говорит ибн Кайим: «Это предание далиль на то, что если мусульмане сойдутся (иджма) на том, что это что-то хорошее, то это у Аллаха хорошо. Но это никак не может быть для вас доводом, что некоторые если что-то считают хорошим, то для вас это хорошее». аль-Фарусия 60

И ещё этот хадис маукуф (т.е. от сахаба) и он никак не может аннулировать хадис марфуъ от Посланника Аллаха, который говорил «Каждое нововведение есть заблуждение».

Правило третье: Каждое нововведение запрещено, и нет нововведения нежелательного (макрух)!

А макрух в терминологии у учёных по усулю понимается так: если оставишь макрух, то будет вознаграждение, а если сделаешь, то греха не будет. И нет в нововведениях нежелательного (макруха) определения, потому что макрух на самом деле - не харам, а бидъа всё харам. И некоторые взяли это разделение, которое привёл имам Шатыби в Иътисоме, неправильно поняв его, потому что Шатыби, когда говорил о макрухе, имел ввиду кироху тахримию (порицаемое), а не кироху танзихия (нежелательное). И вот его слова: «И если стало известно то, что бидъа не в одном разделе порицания и запрета, а есть там степени т.к. из них есть то, что будет нежелательным или запретным, но образ описание заблуждения необходимо для каждого бидъата. И это описание полное для всех видов, потому что утверждено от посланника Аллаха в хадисе, что «Каждое бидъа (нововведение) есть заблуждение» аль-Иътисам 2\49

Правило четвёртое:  Умеренность в Сунне лучше, чем усердие в бидъате!

Как сказал об этом великий сахаба Абдулла ибн Масъуд: «Умеренность в Сунне лучше, чем усердие в бидъате» ад-Дарими 223, аль-Ляллякаи 88, 55\1 асар Сахих.

Пришло от Саиъда ибн аль-Мусейба то, что он, увидев человека, молящегося сунну фаджра, читающего больше 2-х ракятов, в котором удлинял рукуъ и сяжда, запретил ему делать это. Сказал тогда этот человек: «О Абу Мухаммад: Разве Аллах накажет меня за намаз?» Ответил ибн Мусейб: «Нет! Но накажет за противоречие Сунне!» аль-Хатыб в «аль-Фикхе и аль-Мутафакихе» 1\147

Пришло от Суфьяна ибн Уъейны то, что он сказал: «Слышал я Малика ибн Анаса, когда к нему пришёл человек и спросил: О Абу Абдулла, где надевать мне ихрам? Ответил имам Малик: «В зуль-Хулейфе, откуда Посланник Аллаха одел ихрам! Ответил: «Я хочу одеть ихрам у мечети около могилы (Посланника Аллаха). Сказал имам Малик «Не делай этого, я боюсь для тебя фитны. Ответил человек «Какая фитна может быть в этом? Ведь это просто мили, которые я хочу добавить?» Сказал имам Малик «Какая фитна может быть более великой, чем то, что ты опередил милости в сокращении Посланника Аллаха (т.е. Посланник если бы считал что добавление расстояния это действительно благо для религии то сам бы добавил мили)? Я слышал, как Аллах сказал: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение (фитна) или не постигли их мучительные страдания» Нур 63 аль-Хатыб в «аль-Фикхе и аль-Мутафакихе» 1\146 Абу Наъим в «Хулья» 6\326 и остальные.

Правило пятое:  Хороший ният (намерение) никак не может вывести из разряда нововведения в хорошее дело по причине хорошего намерения!

И слова Посланника Аллаха: «Поистине дела связаны с намерениями» не имеются в виду все дела без исключения. И смысл этих слов заключается в том, т.е. что пришло в Коране и Сунне как на это указывают тексты. Пришло от Аишы, что Посланник Аллаха сказал: «Кто придумает что-то в наше дело (т.е. в религию), то, что не от неё, то это будет отвергнуто» Сахих Муслим 1718

И если есть указание в Коране или в Сунне, то это достоверно. Говорит Мухаммад ибн Аджлян: «Не будет дело достоверно кроме как тремя вещами: Богобоязненность Аллаху, хорошее намерение и исаба (то, на что указал Шариат). Джмиъ уълюм валь-Хикам 10 стр.

И как пришло это в историе с собранием людей на том, что они упоминали, т.е. делали зикр Аллаху джамаатам и камешками в мечети Куфы. И выйдя к ним, Абдулла ибн Масъуд сказал: «Клянусь Тем, у кого в Руках душа моя, вы или прямее дороги Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или вы открыватели дверей заблуждения». Тогда ответили они: «Клянёмся Аллахом о Абу Абдур-Рахман мы ничего этим не желали кроме блага!» Сказал ибн Масъуд: «Сколько же стремящихся к благу не достигли его или (в другом риваяте «не попали») пришло у имама Дарими с достоверным иснадом.                                                                                                                                   
И порицал Абдулла ибн Масъуд великий сподвижник этих людей, хотя у них ният был хорошим, и это не заставило ибн Масъуда закрыть на это глаза из-за хорошего их нията, когда они противоречили Сунне. Потому что хороший ният никогда не сделает бидъат Сунной.

Правило шестое: Если есть разногласие за какое то дело, разве оно из нововведений или нет, то нельзя совершать это дело, мотивируя тем, что есть разногласие в этом!

Если разногласят учёные в каком то деле, и некоторые говорят, что это дело бидъа, другие говорят что это не бидъа. То нельзя делать это дело по причине разногласия в этом деле. Но необходимо взяться за довод.  Говорит шейх аль-Ислям: «И нельзя ни одному придерживаться чьим-то доводам в вопросе разногласия, потому что доводом может являться только текст (Куран и Сунна) и Иджмаъ, и доказательство, которое выведено из этого. И пусть тот, кто утверждает своё дело шариатскими доказательствами, но не словами учёных. Потому что слова учёных только тогда являются доводом, когда они указывают на шариатские далили, но никак не берутся слова учёных, чтобы опровергнуть ими шариатские доказательства» Маджмуъ аль-Фатауа 26\202

Правило седьмое: Распространенность какого-то поклонения среди людей (которым они поклоняются) не указывает на законность такого поклонения кроме как с далилем!

Многое поклонение людей не указывает на то, что это поклонение узаконено. Так как любое поклонение доказывается доводом, что это и есть поклонение, а не из-за того, что  многие люди это делают и следуют ему. Но берётся довод на поклонение из Корана и Сунны.

Говорит Тартуши в разделе: Распространенность поклонения не указывает на дозволенность её, опровергая слова некоторых слепых следователей, которые говорят: «Это дело распространилось в Исламских странах и на земле». То ответом им будет: «Распространение какого-то дела не указывает на разрешенность его, так же как скрывание какого-то дела не указывает на запрещённость его… до следующих слов которые он говорил «И большинство деяний твоего времени делается не по Сунне и как же нет?! «Ведь до нас дошло, как Абу Дарда зашёл к жене Ум Дарда гневным, и спросила его жена: «Что с тобой?» Он ответил: «Клянусь Аллахом не знаю я в них ничего из повелений Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, кроме того, что они читают намаз джамаатом…» аль-Хауадис уаль Бидъа 73071

Правило восьмое: Основа в том, что если какая-то добавка приходит в поклонение, то она не нарушает всё поклонение, а нарушается только добавка в основе поклонения. Если только это добавка свободна от основы поклонения (т.е. нет ей основы в шариате)!

Нет доказательств в Шариате на то, что если в какое-то утверждённое поклонение добавится что-то, то всё поклонение будет нарушено или отвергнуто. Но утверждено то, что будет нарушена или отвергнута та добавка, которая была добавлена к основе поклонения. И сказано в хадисе от Посланника Аллаха: «Кто сделает какое-нибудь дело, на которое нет нашего повеления, то оно отвергнуто» Муслим 1718.                                                          Говорит ибн Раджаб: «И если добавится в шариатское дело то, что не шариатское, то добавка эта отвергнута. В смысле того, что это не будет приближением, и оно не утверждается. Но иногда добавка может уничтожить всё дело или основу дела, например, если человек добавляет умышлено ракаат в намазе. А иногда не уничтожается в основе, и не будет отвергнуто наподобие того, кто берёт омовение по четыре раза, или поститься, соединяя день с ночью» Джамиъ улюм валь Хикам 57

Правило девятое:  Поклонение, которое утверждено Законодателем, нельзя сопроводить (или исключить) временем, местом, описанием (образом) или числом!

Говорит Абу Шама: «Нельзя исключать поклонения временем (например как это делают некоторые нововведенцы, когда умирает какой-то человек выделяют 3-й день для того чтобы делать поклонение, в чтении Корана и посылание покойному вознаграждение от прочитанного), если не пришло исключение в Шариате, потому что все благочестивые дела пришли на все времена. Хотя иногда конкретизируется это поклонение какими-то преимуществами, как пост во время арафата и ашуры или намаз в глубине ночи, или уъмра в рамадан. А из времен, когда Шариат предпочёл это время, выделив его от других каким-нибудь делом, наподобие благочестивого дела в 10 дней зуль-Хиджы или ночь предопределения, которая лучше, чем тысячи месяцев. И нет у человека таких полномочий, чтоб исключать или конкретизировать то, что узаконено Шариатом. Но всё это только в руках Законодателя» аль-Бидъ уаль хауадис 165 стр.       

Говорит ибн аль-Кайим: «И известно то, что нет запретного, только то, что запретил Аллах и Его посланник. И нет греха, только тот грех, на который было указание Аллаха и Его посланника, что это грех. Это так же как нет ваджиба, кроме того, который Аллах сделал ваджибом… и нет религии, кроме той, которую сделал шариатом Аллах. И основа в поклонение недействительна, кроме когда приходит далиль с указание на это дело, и разница между этим в том, что не поклоняются Аллаху свят Он и велик, кроме как если Аллах узаконил это языком Своего посланника, потому что узаконивать поклонение может  только Аллах» Иълям аль-Муваккиъин  1\344

Правило десятое: Что определено из видов поклонения определённым видом, то убавления из этого считается бидъатом!

Поклонение пришло в определённом виде в Шариате. Тот, кто осуществляет это поклонение, должен делать его так, как оно пришло, т.к. если он что-то убавит из поклонения, то считается, что он ввёл в религию то, что не от неё.                                                                                           Говорит Абу Шама: «Не пришло в шариате, чтобы можно было бы приближаться к Аллаху одним сяжда у которой нет причины. Так как у приближений к Аллаху есть причины, условия, время и столпы и без них это приближение будет недостоверно. И каждый раз, если ты не приближаешься к Аллаху в хадже стоянием на Арафате или Муздалифе или бросанием камнями или бегом между Сафой и Марвой или без тех причин и условий, которые пришли в (шариате). И так же как не приближаются к Аллаху одной сяждя, у которой нет причины правильной». Аль-Баис фи инкар аль-Бидъа валь-Хавадис 191.   
Говорит ибн Раджаб: « И не будет приближения к Аллаху в Шариате приближением таким как хочется кому то. Посланник Аллаха как-то увидел человека, который стоял под солнцем. Спросил о нём. Ответили ему: «Он принёс обет, что будет стоять и не сядет и не спрячется в тени во время поста. Тогда повелел Посланник Аллаха, чтобы он сел под тень и продолжил свой пост. И не сделал Посланник стояние его под солнцем приближением, которое нужно было выполнить. Вместе с тем, что стояние в других местах будет поклонением, наподобие намаза и когда даётся азан, и тогда когда делаешь дуъа на Арафате…. И указывает это на то, что если в одном месте это дело будет приближением,  то в других нет. И необходимо следовать за тем, что пришло в Шариате» Джамиъ Улюм валь-Хикам 57

Правило одиннадцатое: То, что пришло от Сахаба из каких-нибудь видов поклонения не считается бидъатам, а считается одним из видов поклонения!

Сахаба сильно стремились к Сунне и остерегались всяких видов нововведений. И если что-то делали они из видов поклонения, которое не упоминается ни в Коране не Сунне, то это не может быть бидъатом т.к. они не делали ничего из поклонений, если у них не было в этом шариатской стороны. И принимается такой вид поклонением в религии тоже.                      Как сказал шейх Албании: «Каждое действие, которое невозможно узаконить кроме как текстом или тукифом, и нет на такое действия текста, то такое действие считается бидъатом кроме того, что делали Сахаба, и у них это распространилось безо всякого порицания» Ахкам аль-Джанаиз 306

Правило двенадцатое: Каждое поклонение, которое пришло не тем образом, которое пришло в Шариате, или нет причины в самом Шариате, то оно считается бидъатом!

Если пришло поклонение определённым образом, то ваджиб надо исповедовать, в таком виде как пришло, и нельзя менять это поклонение и исполнять его другим образом. Наподобие азана, и азан пришел в определённой форме, и нельзя его давать как песню или с помощью музыкального инструмента, потому что это противоречит тому образу азана, с которым пришёл Шариат. И Саляф порицали такое. Пришло от Яхъя ибн аль - Бака то, что один человек сказал ибн Умару: «Я люблю тебя ради Аллаха» Ответил ему ибн Умар: «Я тебя ненавижу ради Аллаха» (Как бы не поняли сподвижники ибн Умара) Тогда сказал им ибн Умар: «Он преступает в своём азане» Абдур-Раззак 1\481 с хорошим иснадом   

Правило тринадцатое: То, что является масляхатуль мурсаля (независимые полезные действия или стремление к пользе) это вообще нельзя относить к бидаъту!

Масляхатуль  мурсаля - это масляха, т.е. польза, которая за собой тянет хорошее, отталкивая плохое. Это и есть то, о чём умолчалось, и нет того, с чем можно было бы сделать кыяс т.е. сравнить. И в ней, т.е. масляхатуль мурсаля, есть образ, подходящий для законодательства определённого положения,  из-за которого осуществляется польза и предотвращается вред, наподобие сбора Корана в одну книгу и т.д.   

«Нет разногласия среди учёных в том, что в поклонение нет масляхатуль мурсаля, потому что дела поклонения стоят на том, что приходит от Аллаха, и нет там места для иджтихада и чьего-то мнения. И добавка в поклонение считается бидъатам в религии, а каждый бидъат - заблуждение и каждое заблуждение в огне.                                                                                                               А что касается в муъамалятах (Это практические правовые предписания, стоящие вне ’ибâдâта) т.е. то, что кроме поклонения, то в этом есть разногласия среди учёных… И тех, кто порицал масляхатуль мурсаля, причисляли к шафиитам и ханафитам, хотя в их книгах находим то, что иджтихад основан на этом… Другие считали масляхатуль мурсаля доводом. И это в основном Имам Малик потом Ахмад ибн Ханбал». Ваджиз фи усуль аль-Фикх 237-238.                                                     

Спросили Алляму Абдур-Раззак Аъфифи: «Разве есть такое понятие, как хорошее бидъа?» Ответил: «Нет ничего такого под названием хорошее бидъа. И тот, который называет бидъату хасана на самом деле это из масляхатуль мурсаля» фатавы шейха 1\310.   

И уже приводилось вкратце, что такое масляхатуль мурсаля, хотя там есть условия, о которых необходимо говорить в отдельной теме. Но самое главное из этих условий: «Нет разногласие среди учёных в том, что в поклонении нет масляхатуль мурсаля, потому что дела поклонения стоят на том, что приходит от Аллаха, и нет там места для иджтихада и чьего-то мнения. И добавка в поклонение считается бидъатам в религии, а каждый бидъат -  заблуждение и каждое заблуждение в огне.                                                                                                             
А что касается в муъамалятах (Это практические правовые предписания, стоящие вне ’ибâдâта) т.е. то, что кроме поклонения, то в этом есть разногласия среди учёных…» как уже говорилось выше.

Правило четырнадцатое: Не каждый, кто попадает в бидаъат, считается бидъатчиком!

И не выносится  на человека из-за обычного попадания  им в бидъат то, что он бидъатчик. Потому что, может быть, что такой человек попал в бидъат по причине невежества или ошибки, но не умышлено или намеренно. Но считается он бидъатчиком после предоставления ему довода и искоренением неясности, которая у него есть. И так поступали Саляф…

Взято в основном из книги Усуль фикх аъля манхадж ахлю аль-Хадис 137-154 с некоторыми вставками для полноты перевода и положения.

Ибрахим Абу Мухаммад